Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.
В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю подсистему, которая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями которой являются регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя. Общество в целом у Спенсера носит системный характер и несводимо к простой сумме действий индивидов.
По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из которых составляет военное общество, а верхний — индус триальное. Военные общества характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. , где доминирует , характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство — для индивидов. Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение — к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей.
Социология Г. Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге. Стал продолжателем позитивизма (философского и социологического) ; влияние на его идеи оказали также Д. Юм и Дж. С. Милль, кантианство.
Философскую основу его социологии образует прежде всего положение о том, что мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей). Целью философии, науки, социологии является познание сходства и различия, аналогии и т. п. в явлениях вещей нашему сознанию. Непознаваемая человеческим сознанием сущность является причиной всех явлений, о которой строят догадки философия, религия, наука. Основу мира, полагал Спенсер, образует всеобщая эволюция, которая представляет собой непрерывное взаимодействие двух процессов: интеграции телесных частиц и их дезинтеграции, — ведущее к их равновесию и стабильности вещей.
Спенсер — основоположник органической социологии, согласно которой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому. Оно состоит из органов, каждый из которых выполняет определенные функции. Каждому обществу присуща функция выживания в природной и общественной среде, которая носит характер конкуренции — борьбы, в результате которой вызывают наиболее приспособленные общества. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюции, как процессу интегративному, противостоит разложение. Борьба эволюции и разложения составляет сущность процесса движения в мире.
Социальные организмы — это вершина природной эволюции. Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в свою очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все это сопровождается появлением новых органов управления. В результате усложнения социальных образований меняются функции образующих их частей. Например, в начале эволюционного процесса семья обладала репродуктивной, экономической, образовательной и политической функциями. Но постепенно они переходили к специализированным социальным органам: государству, церкви, школе и т. д.
Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.). Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь). Таким образомя, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень).
Механизм социальной эволюции Спенсера
Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба.
Механизм социальной эволюции включает три фактора:
- люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
- существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
- общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.
С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:
- простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
- военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
- индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
- цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.
Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1).
Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:
- объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
- общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
- социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
- общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
- развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
- представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
- социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
- для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
- задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
- человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.
Таблица 1. Военное общество в сравнении с индустриальным
Черты |
Военное общество |
Промышленное общество |
Доминирующая активность |
Защита и завоевание территорий |
Мирное производство и обмен товарами и услугами |
Интегративный (объединяющий) принцип |
Напряженность, жесткие санкции |
Свободная кооперация, договоренности |
Отношения между индивидами и государствами |
Доминирование государства, ограничение свободы |
Государство обслуживает потребности индивидов |
Отношения между государствами и другими организациями |
Доминирование государства |
Доминирование частных организаций |
Политическая структура |
Централизация, автократия |
Децентрализация, демократия |
Стратификация |
Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество |
Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество |
Экономическая активность |
Автаркия, протекционизм, самодостаточность |
Экономическая взаимозависимость, свободная торговля |
Доминирующие ценности |
Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм |
Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность |
Критикуя позитивистское познание, Хайек пишет: «В соответствии с идеей познаваемости законов <...> предполагается, что человеческий ум способен, так сказать, взглянуть на самого себя сверху и при этом не просто понять механизм своего действия изнутри, а еще наблюдать за его действиями извне. Курьезность такого утверждения, особенно в контовской формулировке, состоит в том, что при открытом признании того, что взаимодействие индивидуальных умов может привести к возникновению чего-то, в определенном смысле превосходящего достижения, доступные отдельному уму, этот самый индивидуальный ум, тем не менее, объявляется не только способным охватить целиком картину общечеловеческого развития и познать принципы, по которым оно совершается, но также способен контролировать это развитие и направлять его, добиваясь таким образом, чтобы оно шло успешнее, чем было бы без контроля».
Однако большая часть современников Спенсера не смогла по достоинству оценить его идеи. О том, какой колоссальный вклад внес этот британский мыслитель в развитие философии и социологии, заговорили только в XX веке, и в наши дни его научное наследие активно переосмысливается.
Детство и юность
Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби, графство Девоншир. Будущий философ рос в семье школьного учителя. Родители Спенсера, помимо него, произвели на свет еще шестерых детей, пятеро из которых скончались еще в младенчестве.
Герберт не отличался крепким здоровьем, поэтому отец решил не отдавать сына в школу и лично занялся его воспитанием и образованием. Мальчик перенял от родителя и знания, и личные качества: в автобиографических заметках философ утверждал, что пунктуальности, самостоятельности, строгому следованию своим принципам он научился у отца.
Разрабатывая для сына образовательную программу, Спенсер-старший тщательно подошел к подбору литературы. Герберт быстро пристрастился к чтению, и, хотя его успехи по школьным предметам нельзя было назвать блестящими, мальчику нельзя было отказать в любознательности, богатой фантазии и наблюдательности.
В 13 лет родители собирались отправить его к дяде - тот готов был взять на себя подготовку юноши к поступлению в Кембридж. Однако Спенсер, скептически относившийся к формальному образованию, не стал поступать в университет.

Осенью 1837 года Герберт, устроившись на должность железнодорожного инженера, перебрался в Лондон. Но уже спустя 3 года он покинул столицу и вернулся домой. Там Спенсер попробовал силы в изучении математики, но, поскольку с точными науками у него не складывалось, быстро охладел к этой затее. Зато в юноше проснулся интерес к публицистике. В радикальной газете “Нонконформист” он опубликовал 12 статей на политические и социальные темы. В 1843 году они вышли отдельной книгой.
В последующие годы Герберт жил между Лондоном и Бирмингемом, пробуя себя в самых разных сферах деятельности. Он писал пьесы, стихи и поэмы, издавал собственный журнал, работал инженером и архитектором. При этом молодой человек не прекращал учиться, знакомился с работами британских и немецких мыслителей и готовился издать собственную книгу.
Философия и социология
Первая работа Спенсера, озаглавленная как “Социальная статика”, вышла в свет в 1851 году. В ней философ выступил как основоположник теории справедливости, которая впоследствии получила развитие в других его трудах. Основу книги составило рассуждение о том, каким образом можно поддерживать равновесие в государстве. Герберт полагал, что такой баланс возможен в том случае, если социальное устройство подчиняется законом свободы и вытекающей из них системе справедливости.

Читающая публика встретила “Социальную статику” благосклонно, однако сам автор решил, что не все смогли должным образом оценить глубину его работы. Зато сочинение Спенсера привлекло внимание видных британских специалистов, в число которых вошли Томас Гексли, Джордж Элиот, Стюарт Милль.
Общаясь с ними, Герберт открывал для себя новые имена в современной философии - один из новых товарищей, Милль, познакомил его с трудами Огюста Конта. Обнаружив, что некоторые идеи француза перекликаются с его собственными, мыслитель почувствовал себя уязвленным. Впоследствии Спенсер неоднократно подчеркивал, что Конт не оказал ни малейшего влияния на его взгляды.

В 1855 году вышел трактат “Основания психологии”, изданный в двух томах. В нем Герберт описал собственную концепцию ассоциативной психологии. Эта работа далась автору нелегко, отняла много душевных и физических сил. В написанной им самим биографии мыслитель признавался, что под конец его нервы пришли в ужасное состояние и он едва завершил сочинение. Но на этом испытания не закончились. “Основания психологии” не вызвали у читателей пристального интереса, затраты не издание не окупились, и Спенсер остался без средств к существованию.
На помощь пришли друзья, организовавшие предварительную подписку на “Систему синтетической философии” - огромного труда, в который Герберт вложил всего себя. Процесс работы оказался для мужчины болезненным - давало о себе знать переутомление, постигшее его еще во времена “Основания психологии”. Тем не менее, в 1862 году в свет вышла первая часть, получившая название “Основные начала”. В 1864-м и 1866-м были изданы два тома “Оснований биологии”.

На родине философа оба сочинения не снискали успеха, зато ими заинтересовались читатели из России и Америки. Поклонники Спенсера из Нового Света даже прислали удрученному убытками автору чек на $7 тыс., чтобы он покрыл расходы на издание и продолжил выпуск задуманной серии книг. Друзьям пришлось потрудиться, чтобы уговорить Герберта принять эти средства. Мыслитель до последнего отказывался от щедрой денежной помощи, но в итоге сдался.
В 1870 и 1872 годах вышли “Основания психологии”. При этом Спенсер успевал работать над другим сочинением, посвященным социологии. Правда, собирать необходимый материал в одиночку он уже не мог - с возрастом зрение философа ухудшилось настолько, что пришлось нанять секретаря.

Вместе они систематизировали данные о социальных институтах разных народов, занося сведения в специальные таблицы. Материал показался Герберту настолько самоценным, что он решил опубликовать его отдельной книгой. Первая часть “Описательной социологии” вышла в свет в 1871 году, издание других 7 томов продолжалось до 1880-го.
Первой книгой, принесшей Спенсеру коммерческий успех, стало “Изучение социологии” (1873). Ею он хотел предварить выпуск “Оснований социологии” (1877-1896) - по задумке автора, требовалось своеобразное введение, которое позволило бы читателям разобраться в новой науке. Последними работами Герберта стали “Основания этики” (1879-1893), труд, поставивший точку в “Системе синтетической философии”.

Британский мыслитель придерживался позитивизма - философского течения, зародившегося во Франции. Его последователи полагали, что классическая метафизика не в состоянии дать ответы на насущные вопросы современной науки. Их не интересовали недостижимые, умозрительные знания, куда большую ценность они видели в эмпирических исследованиях. Спенсер, наряду с основоположником течения Огюстом Контом и Джоном Миллем, стал представителем первой волны позитивизма.
Широкое распространение получила разработанная Гербертом теория эволюции. Согласно ей, эволюция - это основной закон развития, присущий всем явлениям. Ей свойственны переходы от бессвязности к связности, от однородного к разнородному и от определенного к неопределенному. Конечным этапом эволюции по Спенсеру становится равновесие - к примеру, прогрессивных и консервативных сил в обществе. Эту теорию философ применял для анализа социальных, биологических, психологических и других явлений.

Также Герберт выступил автором органической теории. Общество представлялось ему как живой организм, который увеличивается в массе, усложняется, живет как единое целое, вместе с тем отдельные клетки (в социуме их аналогом выступают люди) непрерывно меняются: одни умирают, но на смену приходят новые. Государственные институты философ сравнивал с отдельными частями организма, выполняющими те или иные функции.
Помимо монументального труда “Система синтетической философии”, Спенсер издал ряд книг, среди которых - “Надлежащие границы государственной власти” (1843), “Человек и государство” (1884), “Факты и комментарии” (1902) и другие.
Личная жизнь
О личной жизни философа известно не так много. Главная причина его одиночества кроется в том, что всего себя Герберт посвятил работе. В 1851 году приятели мыслителя, присмотрев для него подходящую жену, вознамерились отправить его под венец.

Однако этим планам не суждено было реализоваться - познакомившись с девушкой, Спенсер отказался от брака. Это решение он обосновал тем, что невеста “слишком развита”. В дальнейшем Герберт так и не создал собственную семью, все его помыслы обратились к науке и книгам.
Смерть
Герберт Спенсер скончался 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Его похоронили на Хайгейтском кладбище в Лондоне, по соседству с прахом другого выдающегося философа XIX столетия - . Смерти британского мыслителя предшествовали годы болезни - под конец жизни он уже не вставал с постели.

Написанная им “Автобиография” была издана в 1904 году, и читатели смели книги с прилавков. Об этом сочинении Спенсера говорили еще задолго до выхода в свет, к издателям поступали многочисленные предзаказы. В первый же день продаж “Автобиографию” раскупили подчистую, читающую публику не смутила даже внушительная цена.
Библиография
- 1842 - “Надлежащие границы государственной власти”
- 1851 - “Социальная статика”
- 1861 - “Воспитание умственное, моральное и физическое”
- 1862-1896 - “Система синтетической философии”
- 1879 - “Данные этики”
- 1884 - “Человек и государство”
- 1885 - “Философия и религия. Природа и реальность религии”
- 1891 - “Эссе: научные, политические и философские”
- 1891 - “Справедливость”
- 1902 - “Факты и комментарии”
Цитаты
“Курица - лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо”.
“Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека”.
“Прогресс - не случайность, а необходимость”.
“Цель воспитания - это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими”.
Биография
Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии , в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics , ) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology , ) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology , -). Спенсер - основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire . Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»:
Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека.
Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (Autobiography , 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903.
Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.
Концепция социальных институтов
Герберт Спенсер
Социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.
- Домашние институты - семья , брак , проблемы воспитания.
- Обрядовые (церемониальные ) - призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.
- Политические - появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество).
- Церковные - храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
- Профессиональные и промышленные институты - возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) - консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные - поддерживают производственную структуру общества. Значение общественного производства возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.
Общество
Важнейший принцип его социологии - уподобление общества организму (органицизм) .
Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов») :
- поддерживающая - производство необходимых продуктов
- дистрибутивная (распределительная) - разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)
- регулятивная (государство) - организация частей на основе их подчинения целому.
Типы обществ
Военный тип общества - военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды . Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.
Личные права
Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:
- свободное передвижение,
Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других». Политические права - нужны для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам .
Работы Спенсера
- «Социальная статика» (1851)
- «Система синтетической философии» (System of Synthetic Philosophy
, 1862-96) - Основное сочинение в 10-ти томах
- «Основные начала» (First Principles , 1862) . - DJVU . Архивировано
- «Основания социологии» (The Principles of Sociology , 1874-1896) . - PDF . Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
- «Человек и государство» (The Man versus the State , )
- «Философия и религия. Природа и реальность религии» (Philosophy and Religion. The Nature and Reality of Religion , )
- «Надлежащие границы государственной власти» (The Proper Sphere of Government , )
- «Воспитание умственное, моральное и физическое» (Education: Intellectual, Moral, Physical , )
- «Факты и комментарии» (Facts and Comments , )
- «Эссе: научные, политические и философские» (Essays: Scientific, Political, and Speculative , 3 vol., )
- «Данные этики» (The Data of Ethics , )
- «Справедливость» (Justice , )
Литература
- Ассоциативная психология // Г. Спенсер. Основания психологии; Т. Циген. Физиологическая психология. - М .: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998. - С. 560. - 10 000 экз.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- Кон И.С. Социологическая концепция Герберта Спенсера // История буржуазной социологии XIX - начала XX века / Под ред. И. С. Кона . Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. - М .: Наука, 1979. - С. 40-52. - 6400 экз.
Примечания
Ссылки
- Спенсер, Герберт в библиотеке Максима Мошкова
- Спенсер Г. Личность и государство
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 27 апреля
- Родившиеся в 1820 году
- Родившиеся в Дерби
- Умершие 8 декабря
- Умершие в 1903 году
- Умершие в Брайтоне
- Философы по алфавиту
- Философы Великобритании
- Социологи Великобритании
- Философы XIX века
- Эволюционисты
- Позитивизм
Wikimedia Foundation . 2010 .
Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Плодовитый и разнообразный ученый он глубоко был знаком с современными ему научными достижениями в математике и естествознании, работал техником и инженером на железной дороге. Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог подняться до уровня ученого-энциклопедиста, оставив значительное наследие в науке. Написал такие труды как «Социология как предмет изучения, «Основы социологии» и др. На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе - космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно- эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции - определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера - одна из популярнейших теорий в 19 в.
Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:
эволюционной теории,
органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),
учении о социальной организации - структурных механизмах и институтах.
По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:
рост, увеличение в объеме,
усложнение структуры,
дифференциация функций,
рост взаимодействия структуры и функций,
возможность временного существования частей при расстройстве жизни целого.
В тоже время он видел различия биологического и социального организма: в первом - части соединены неразрывно, вторые же - дискретное целое, в котором части - люди - свободны и рассеяны. В первом - способность чувствовать сосредоточены в одной части, в обществе же сознание разлито по всему организму. В живом организме части существует ради целого, в обществе же благо общества существует для его членов - людей. По Спенсер, социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной системы-это государство обеспечивающее подчинение частей целому, поддерживающей системы - производящей средства для жизни, и распределительной системы - связь органов.
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:
интеграция - в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.
дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество - простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Так же преобразуя однородное в неоднородное эволюция обуславливает возникновение Солнечной системы, планет, в частности Земли, и затем появление человека и общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую. Фазы - это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Неорганическая фаза - это возникновение и развитие космических систем, органическая фаза - возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая - возникновение и развитие человека и общества. Самые интересные элементы эволюционной теории Спенсера связаны с анализом сверхорганической эволюции. Так первобытное общество - продукт неорганических, биологических и психологических факторов эволюции, возникает вследствие процессов интеграции и дифференциации. Каждый последующий этап эволюции словно «снимает» самые существенные черты предыдущего в измененной форме, сохраняет в себе. Спенсер считал, что в истории осуществляется переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому («военный» тип), к обществу, в котором социальный организм служит составляющим его индивидам («промышленный» тип). Главное занятие примитивного типа государства - война. Поэтому там господствует деспотизм, всепроникающее око правительства, дотошная регламентация всей жизни общества. Люди здесь низведены до уровня рабов, служителей правительства. Высший тип государства основан на мире, свободе, равноправии. Здесь цель государства - благо индивида, а государство лишь средство. Невмешательство государства в соц.-экон. жизнь, свободная конкуренция, частная инициатива во всех сферах являются по Спенсеру условиями и источниками общественного прогресса.
В своей работе «Основания социологии» Спенсер так пишет о том, что в обществе регресс имеется столь же часто, как и прогресс - «Возможны случаи постепенного упадка, который может перейти в вымирание. Возможны случаи завоевания другими народами, которые не обессилили себя выращиванием слабейших, - народами, перед которыми социалистическая организация распадется, как карточный домик, как пало древнее Перу перед горстью испанцев. Но если процесс эволюции, не прекращавшийся в прошлые века и вознесший жизнь на ее настоящую высоту, будет продолжаться и в будущем, - а этого обязательно следует ожидать, - через все критические перевороты в общественной жизни, через жизнь и смерть наций и вытеснение одной нации другою, человеческая природа будет постепенно совершенствоваться».
Но с другой стороны - «Что относится к типам организмов, должно относится и к типам обществ. Социальная эволюция шаг за шагом вырабатывая высшие общественные формы, непременно будет оставлять нетронутыми многие низшие. Но между тем, все общества, взятые в совокупности, будут таким образом выполнять закон эволюции посредством увеличения разнородности».
Вероятно, аналогия с природными преобразованиями повлияло на идеи Спенсера о том, что в обществе регресс имеется столь же часто, как и прогресс. А также объясняет склонность Спенсера к эволюционным переменам и на его скепсис по отношению к искусственным преобразованиям общества. Хотя аналогия с природным биологическим организмом в теории Спенсера нередко вела к упрощению в понимании общества, в то же время она обнаружила огромный и плодотворный методологический потенциал.
Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:
Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.
Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.
Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.
Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальные системы сохраняют стабильность потому, что содержат в себе элементы социального контроля. Это полит. управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.
Один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века , основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма . Окончательно утвердил в научном обращении срок "Социология" .. Его социологические взгляды являются продолжением социологических убеждений Сен-Симона и Конта , определенное влияние на развитие идеи эволюции сделали Ламарк и К.Бер , Смит и Мальтус .
С именем Герберта Спенсера связывают два подхода к рассмотрению общественных явлений:
- Понимание общества как организма, подобном биологических, управляемый тем же законам организации, функционирования и развития.
- Учение о всеобщей эволюции, которая распространяется на неорганический, органический и над органический (социальный) мир.
1. Основные труды
Первая научная труд труд Герберта Спенсера "Социальная статика" вышла в 1850 году. В дальнейшем он пытался создать некую "сумму наук", которую называл "Система социальной философии". Основные разделы которой разрабатывались им в трудах:
- "Основные начала"
- "Основы биологии"
- "Основы психологии"
- "Основы социологии"
- "Основы этики"
- "Социология как предмет изучения"
2. Вклад в науку
Сравнению с Огюстом Контом Спенсер, опираясь на больший массив знаний, расширил перечень наук, которые он хотел охватить в своем философском синтезе. Он разделил все науки на три группы:
- Абстрактные науки (напр. логика, математика).
- Абстрактно-конкретные науки (напр. - механика, физика, химия).
- Конкретные науки (например астрономия, биология, социология)
Философию он определяет как общее знание, поскольку ее обобщения "охватывают и объединяют широкие обобщения науки" .
3. Исторические типы обществ
Герберт Спенсер классифицировал общества с точки зрения стадий развития. Разместил их в следующем порядке:
- простые;
- сложные;
- двойной сложности;
- тройной сложности.
(Классификация по степени структурной сложности).
Простые общества:
- имеющие руководителя;
- с эпизодическим руководством;
- с нестабильным руководством;
- со стабильным руководством.
Сложные общества и общества двойной сложности классифицировал также согласно сложности их политической организации. Аналогичным образом различные типы обществ были классифицированы в зависимости от эволюции характера оседлости:
- кочевые;
- наполовину оседлые;
- оседлые.
Общества в целом были представлены как структуры, развиваются от простого к сложному (проходя при этом через необходимые этапы). Этапы осложнения и переускладнення должны проходить последовательно. Чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцированное в структурном и функциональном отношениях. Герберт Спенсер подчеркивал, что степень сложности не зависит от военно - индустриальной дихотомии. Относительно недифференцированные общества могут быть индустриальными, а современные сложные общества - военными.
Классификация размещает общество на шкале сложности структуры и функциональной организации от "малого простого агрегата" до "большого агрегата". На начальном этапе общество характеризуется преобладанием непосредственных связей между индивидами, отсутствием специальных органов управления и т.д.. В "малом простому агрегате" все части похожи друг на друга, люди сотрудничают для достижения одинаковых для всех, закрепленных групповых целей, управляющий центр отсутствует (ранний "аналог" односегментной организации с механической солидарностью за Дюркгеймом). Это - простейшая система без подсистем (группа, в которой отсутствуют отличные подгруппы). В процессе развития формируется сложная структура, социальная иерархия, включение индивида в общество опосредовано принадлежностью к меньшим сообществ (род, каста и др.). В сложном обществе его члены входят в него опосредованно, как элементы простых агрегатов со своими "координирующими центами" в свою очередь покоренным центра "более обширного" агрегата. В сложных обществах количество промежуточных уровней и подсистем соответственно возрастает .
Литература
- Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера / / Социологические исследования, 2004, № 1, с. 37 - 44.
Примечания
- Спенсер Г. синтетическая философия (в кратко изложении Говарда Коллинза). Киев: Ника-Центр, 1997
- 7. Ковалевский М. Сочинения: В 2. т. {{{Заголовок}}} Т. Т. 1: Социология.