По значению и функции в предложении наречия делятся на два больших разряда: определительные и обстоятельственные.
- Определительные :
а) качественные наречия (как?) Чаще всего образуются от качественных прилагательных
ПР: смотрел внимательно, кричал громко, шёл медленно
В.В.Виноградов писал: «Широкое развитие качественных наречий на –о, -е свидетельствует о растущей потребности качественной дифференциации оттенков действия. Качественные наречия чаще всего определяют действие… В разряд качественных наречий на –о из системы имён прилагательных переносится целый арсенал форм, через которые проходит и которыми характеризуется наречие со значением чисто качественного определения. Это прежде всего формы степеней сравнения, формы субъективной оценки…».
б) количественные наречия: 1) неопределённые наречия (сколько?). Обозначают неопределённое количество действий, свойств.
ПР: немного, немало, много, мало, почти, примерно, приблизительно .
2) наречия меры (сколько? во сколько раз?). Обозначают определённое количество:
ПР: трижды, вдвое, всемеро, втройне, надвое;
3) наречия степени (в какой степени?). Обозначают степень проявления действия или признака:
ПР: очень, крайне, весьма, совершенно, чрезмерно, вдоволь, дотла, досыта, до отвала, чуть-чуть, чрезвычайно, абсолютно.
В.В.Виноградов отмечал: «С качественными (определительными) наречиями “сближаются”, с одной стороны, эмоциональные определения степени, вроде чрезвычайно, замечательно, а с другой стороны, наречия количественные: очень, весьма, чуть-чуть, совсем, вполне… » Далее, по мнению В.В.Виноградова: «… В системе наречий значение степени и количества (как определений качества и действия) становится, по-видимому, средством качественной характеристики. В этом отношении очень показательно наличие форм субъективной оценки (т.е. образований с уменьшительно-ласкательными суффиксами) у количественных наречий, например: немного- немножко- немножечко; понемногу – понемножечку… ».
в) наречия образа и способа действия (как? Каким образом? Каким способом?). Обозначают способ совершения действия, манеру:
ПР: вкруговую, навзничь, наотмашь, плашмя, врассыпную, шепотом, втихомолку.
г) сравнительно-уподобительные (как? Каким образом?) Очень разнообразны по своей семантике, могут обозначать подобие, сравнение, сопоставление на основании разных признаков:
ПР: по-весеннему, по-утреннему; по-твоему, по-вашему; по-волчьи, по-человечьи, по-кошачьи; по-детски, по-братски, по-товарищески, по-джентельменски; по-пражски, по-немецки, по-польски, по-английски; вихрем, пулей, стрелой, колесом.
д) наречия совместности (как? Каким образом?). Обозначают признак действия по совместности или совокупности субъектов или объектов, участвующих в этом действии.
ПР: вдвоем, втроем, табунами, парами, поротно, повзводно, рядами, по двое, по пятеро.
Однако следует учитывать, что две последние группы (наречия сравнительно-уподобительные и наречия совместности) могут рассматриваться в составе наречий образа и способа действия (см. учебник П.А.Леканта).
- Обстоятельственные:
а) наречия места (где? Куда? Откуда?). Обозначают признак действия по месту:
ПР: здесь, там, куда, сюда, где, везде, внизу, сбоку, рядом, кругом, лесом, домой, оттуда, изнутри, издалека.
б) наречия времени (когда?). Обозначают признак действия по времени:
ПР: когда, теперь, вчера, завтра, днем, ночью, скоро, раньше, всегда, прежде, ежечасно.
в) наречия причины (почему?). Указывают причину совершения действия:
ПР: почему, потому, сдуру, спьяну, сослепу, сгоряча, поневоле, со зла.
г) наречия цели (зачем?). Указывают на цель совершения действия:
ПР: зачем, затем, назло, нарочно, на смех, напоказ, умышленно, специально.
Разряды наречий по значению – это группы слов, которые отвечают на определенные вопросы и связаны общим лексическим значением. Выделяют определительные и обстоятельственные разряды наречий.
- Определительные наречия – указывают на качество и способ совершения действия, могут относиться к глаголам, существительным, другим наречиям, прилагательным и словам категории состояния.
- Обстоятельственные наречия – называют обстоятельства, в которых осуществляется действие, чаще всего употребляются с глаголами.
Основные виды наречий в русском языке приведены в таблице с примерами и вопросами.
Разряд по значению | Вид | Вопросы | Примеры |
Определительные | Качественные (выражают оценку или характеристику) | Как? | Писать грамотно, говорить громко, посмотреть сердито |
Образа и способа действия (выражают способ совершения действия) | Как? Каким образом? | Читать по-немецки, шагнуть беззвучно, сдавать устно | |
Меры и степени (количественные) | Сколько? На сколько? Во сколько? В какой мере? В какой степени? В каком количестве? | Увеличить вшестеро, много гулять, съесть чуть-чуть | |
Обстоятельственные | Места (указывают на место действия) | Где? Куда? Откуда? | Вид сверху, поворот слева, возле подъезда |
Времени (указывают на время действия) | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | Поздно вернуться, тотчас закончить, пообещать сегодня, | |
Причины (указывают на причину действия) | Почему? Отчего? По какой причине? | Наказать сгоряча, согласиться поневоле, закричать сдуру | |
Цели (указывают на цель действия) | Зачем? Для чего? С какой целью? | Запастись впрок, отдать намеренно, сделать напоказ |
В школе качественные наречия не выделяют в отдельную группу и относят к наречиям образа действия.
Как определить разряд наречия по значению?
Чтобы определить, к какому разряду относится наречие в словосочетании или предложении, надо поставить к нему вопрос от слова, к которому оно примыкает (от глагола, существительного, прилагательного, наречия, категории состояния).
Примеры: приехать (когда?) вечером – наречие времени; спрятать (с какой целью?) в шутку – наречие цели; втрое (насколько?) больше – наречие меры и степени.
По своему значению наречия бывают определительны ми и обстоятельственными.
Определительные наречия могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон. Среди определительных наречий выделяются: 1) качественные наречия, указывающие на качественный признак; 2) наречия меры и степени; 3) наречия образа или способа действия.
Обстоятельственные наречия чаще всего относятся к глаголу и характеризуют время, место, цель, причину совершения действия. В состав обстоятельственных наречий входят: 1) наречия места, 2) наречия времени , 3) наречия причины , 4) наречия цели .
В количественном отношении в языке преобладают определительные наречия . Затем идут наречия места и времени. Состав же наречий причины и в особенности цели весьма малочислен.
Синтаксические функции
Морфологические признаки
I. Общая характеристика наречия
Наречие как часть речи
Тема 1
МОДУЛЬ III. НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
Комплексная цель модуля III:
· подчеркнуть особую специфику двух частей речи – наречия и слов категории состояния, - которая состоит в абсолютной неизменяемости и является их общим признаком;
· дать подробную характеристику морфологических свойств наречия и слов категории состояния, их значений, а также синтаксических функций;
· отметить наиболее характерные теоретические разногласия среди ученых, которые традиционно связаны с изучением этих частей речи;
· отработать навыки правописания наречий, что всегда представляет для студентов большие трудности.
I. Общая характеристика наречия
2. Морфологические признаки
3. Синтаксические функции
II. Разряды наречий по значению
III. Степени сравнения наречий
IV. Степени качества наречий
V. Образование наречий
VI. Переход наречия в другие части речи
VI. Схема разбора наречий
VII. Правописание наречии (самостоятельно)
Наречие - часть речи, включающая несклоняемые и неспрягаемые слова, которые обозначают признак действия (хорошо петь), признак признака (ослепительно белый, очень быстро) и признак предмета (совсем дитя).
· Отсутствие склонения и спряжения.
· Специфические суффиксы -о, -е, -и, -ому,-ему, -ски, -цки (бежать красиво , поступать по-своему , разговор наедине , говорить по-немецки и др).
· Соотносительность с различными частями речи: существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, деепричастиями (с налета, по-дружески, по-моему, втроем, нехотя, глядючи и др.).
В предложении наречие чаще всего бывает:
· Обстоятельством: Девушка говорила быстро.
· несогласованным определением: Подбежал человек с глазами навыкате.
· Сказуемым: Она была замужем.
· подлежащим в случае субстантивации: Наше «завтра» будет счастливым.
· дополнением: Мы говорили о нашем «вчера».
По своему общему значению наречия делятся на две группы:
· обстоятельственные
· определительные.
Обстоятельственные наречия обозначают различные условия (обстоятельства) протекания действия. Обычно они относятся к глаголу.Выделяются следующие разряды обстоятельственных наречий:
· времени (ввек, вечером, вмиг, вначале, давно, днем, долго, завтра, когда, спозаранку, теперь, тогда).
· места (вверху, ввысь, вглубь, вдали, везде, вширь, набок, назад, отовсюду, оттуда, сзади, слева, справа, там, тут).
· причины (оттого, поневоле, потому, почему, сгоряча, сдуру, со зла, сослепу, спроста).
· цели (в насмешку, в шутку, нарочно, насмех, невзначай, умышленно).
Нередко одни и те же наречия используются в разных обстоятельственных значениях (Ср.: Сейчас же иди домой (наречие времени). А тут, сейчас же за поворотом, идет широкая проезжая дорога (наречие места).).
Определительные наречия уточняют качество и количество действия или признака, способ совершения действия.
Выделяются следующие разряды определительных наречий:
· качественные наречия выражают оценку действия или признака (быстро, весело, горько, громко, смело, хорошо, ярко и др.);
· количественные наречия указывают на меру (количество) действия или признака. Оттенок усиления имеют наречия (весьма, гораздо, дьявольски, исключительно, крайне, много, особенно, очень, слишком, чересчур, чертовски). С оттенком ослабления признака или действия употребляются наречия (едва, мало, немного, почти, слегка, чуть, чуть-чуть и др.);
· наречияспособа и образа действия обозначают, каким способом или образом протекает действие: (басом, бегом, вброд, верхом, вплавь, вприпрыжку, врукопашную, вручную, пешком, плашмя и др.);
· к наречиям способа и образа действия примыкают наречия сравнения и уподобления (по-весеннему, по-детски, по-дружески, по-лисьи, по-своему) , а также наречиясовокупности : (вереницей, вшестером, гурьбой, массой, поодиночке, толпой и др.).
Некоторыеученыевыделяютместоименные наречия, которыеделятсянаследующиегруппы:
· личные (по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему);
· возвратное (по-своему);
· указательные (там, тут);
· определительные (по-иному);
· вопросительные (где, когда);
· неопределенные (где-то, кое-где);
· отрицательные (нигде, никуда).
Наречия – это такая часть речи, главной функцией которой является указание на различные обстоятельства либо на признак действия, о котором ведется речь в предложении. Наречие может относиться к глаголу.
В этом случае, оно указывает, по какой причине, где, когда, как и с какой целью происходит действие. Например: Завтра артисты уезжают выступать в далекий колхоз. Наречие «завтра» относится к глаголу «уехали», от которого к наречию можно задать вопрос когда?
Наречия также могут относиться к другому наречию, либо же к прилагательному. Например: Всюду известный, всегда приветливый. Весьма охотно учится.
Наречия, которые образовываются от качественных прилагательных, обладают сравнительной степенью . Например: громко – громче; высоко – выше.
Разряды наречий
Наречия делятся согласно значению на такие разряды:
1. Наречия образа действия. Такие наречия отвечают на вопросы: Каким образом? Как? Например: по-ученому, верхом, вдруг, еле – еле, быстро, хорошо.
2. Наречия времени. Наречия времени отвечают на вопрос Когда? Например: утром, вчера, сейчас, некогда, никогда, накануне.
3. Наречия места. Такие наречия отвечают на вопросы: Куда? Где? Откуда? Например: Везде, вблизи, сюда, дома, там, здесь, никуда.
4. Наречия степени и меры. Наречия степени и меры отвечают на вопросы: Насколько? Сколько? Например: очень, дважды, много, впятеро, совсем, весьма.
5. Наречия причины. Наречия причины отвечают на вопросы: Отчего? Почему? Например: сослепу, сгоряча.
6. Наречия цели. Наречия цели отвечают на вопросы: Для чего? С какой целью? Например: незачем, нарочно, назло.
Образование наречий
Образование наречий происходит с помощью различных частей речи. Так наречие можно образовать фактически от каждого прилагательного. Если наречие образовывается с помощью качественного прилагательного, то к прилагательному добавляется окончание – е ; - о .
Например:
Старательный – старательно,
Чистый – чисто,
Искренний – искренне.
Если мы формируем наречие из относительного прилагательного, то в таком случае, следует применять окончание – и , либо же приставку – по .
Например:
Осенний – по-осеннему,
Дружеский – по-дружески.
От кратких и полных прилагательных могут быть образованы наречия с приставками. Например: зачастую, насухо, снова, издалека, вкратце, свысока.
Наречия могут быть образованы с помощью числительных. В таких случаях, к числительному мы добавляем вставки – в или – во .
Например: во-первых, во–вторых, втрое.
Определительные местоимения образовывают наречия всячески, вовсе, совсем .
Наречия тогда, всегда, иногда, где, когда, здесь образованные от местоимений.
По своему значению наречия делятся на два основных разряда: определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют действие, признак или предмет со стороны качества, количества, способа совершения действия и поэтому делятся на три группы:
- качественные наречия (отвечают на вопрос «как?»): хорошо, плохо, быстро, медленно, громко, тихо, отлично, блестяще, замечательно, иронически, наскоро, напряженно и др.; Иван Алексеевич радостно и взволнованно улыбался (М. Шолохов);
- количественные наречия (обозначают неопределенное количество, меру или степень признака, степень интенсивности действия и отвечают на вопрос «сколько?», «как много?», «до какой степени?»): много, мало, приблизительно, почти, дважды, трижды, вдвое, впятеро, надвое, втройне, чуть- чуть, весьма, совершенно, крайне, чрезмерно, вдоволь, досыта;
- наречия образа и способа действия (отвечают на вопрос «как?», «каким образом?»): вплотную, верхом, верени- цей, лежа, вброд, вплавь, вручную, вслух, басом, шепотом, втихомолку, вразвалку, наизнанку, по-летнему, по-утрен- нему, по-моему, по-нашему, по-волчьи, по-детски, по-девичьи, по-русски, по-французски и т. д. В наречия образа и способа действия входят все наречия, образованные от прилагательных с помощью приставки по- (по-русски, по-летнему, по-волчьи), а также наречия, образованные от склонявшихся в древнерусском языке кратких форм имен прилагательных с приставкой на- (налегке, наготове, навеселе), от существительных с приставками на- и в- (навыкате, впору, втайне), от существительных в форме творительного падежа (тайком, столбом).
Обстоятельственные наречия являются выразителями временных, пространственных, причинных, целевых обстоятельств и поэтому делятся на четыре группы:
- наречия места (отвечают на вопрос «где?», «куда?», «откуда?»): где, здесь, там, везде, внизу, нигде, вдалеке, кое- где, куда, туда, сюда, влево, вниз, куда-то, откуда, издалека, изнутри, оттуда и т. д. (более 110 слов);
- наречия времени (отвечают на вопрос «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?»): когда, прежде, теперь, сперва, завтра, повседневно, ежедневно, годами, исстари, задолго, вскоре, сначала и др. (более 130 слов);
- наречия цели (отвечают на вопрос «зачем?», «для чего?», «с какой целью?»): зачем, затем, назло, нарочно, на смех, умышленно, напоказ и др. (более 10 слов);
- наречия причины (отвечают на вопросы «почему?», «отчего?»): сгоряча, поневоле, спросонья, со зла, оттого, поэтому, потому, неспроста, сослепу, волей-неволей, случайно, спроста и др.
В зависимости от того, называет наречие признак или только указывает на него, наречия делятся на местоименные и знаменательные.
Местоименные наречия подразделяют на личные (по-моему, по-твоему, по-своему), указательные {здесь, там, тут, тогда), определительные {всюду, всегда, везде), вопросительно-относительные {куда, где, когда, откуда, отчего, почему), неопределенные {где-то, куда-либо, как-либо, где-нибудь, куда-нибудь, кое-как, кое-где, кое-куда), отрицательные {нигде, никуда, никогда, никак, негде, некуда, некогда, незачем, неоткуда)с Эти слезы когда-нибудь вспомнишь ты с завистью (Е. Евтушенко); Где-то по комнатам ветер прошел: там поздравляли влюбленных; Солнышко сияет, музыка играет. Отчего ж так сердце замирает? (Б. Окуджава); Слезы есть слезы, горе, пусть оно и детское, - горе, и никогда ничего не проходит бесследно (В. Белов).
Однако в языке преобладают знаменательные наречия {утром, тихо, грустно, весело, по-немецки и др.): И чьи-то печальные очи зовут меня тихо назад (Н. Гумилев); Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть (М. Цветаева); Безвыходность тоски вдвойне с пустыней моря схожа (Б. Пастернак).