Для подготовки к ВПР 2019 подойдут варианты 2018 года.
ВПР по физике 11 класс варианты с ответами 2018 г.
Данная проверочная работа не является обязательной и проводится в 2018 году по решению школы.
Проверочная работа по физике включает в себя 18 заданий, на ее выполнение отводится 1 час 30 минут (90 минут). Участникам ВПР по физике разрешено пользоваться калькулятором.
Работа проверяет усвоение всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики.
Выполняя задания ВПР, одиннадцатиклассники должны продемонстрировать понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики, умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов или распознания изученных явлений и процессов в окружающем мире. Также в рамках ВПР проверяется умение работать с текстовой информацией физического содержания.
Здесь проверяются следующие умения: группировать изученные понятия; находить определения физических величин или понятий; узнавать физическое явление по его описанию и выделять существенные свойства в описании физического явления; анализировать изменение физических величин в различных процессах; работать с физическими моделями; использовать физические законы для объяснения явлений и процессов; строить графики зависимости физических величин, характеризующие процесс по его описанию, и применять законы и формулы для расчёта величин.
В начале работы предлагается девять заданий, которые проверяют понимание выпускниками основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики.
Следующая группа из трёх заданий проверяет сформированность у выпускников методологических умений. Первое задание строится на основе фотографии измерительного прибора и оценивает снятие показаний с учётом заданной погрешности измерений. Второе задание проверяет умение анализировать данные опытов, представленные в виде графиков или таблиц. В третьем задании из данной группы предлагается по заданной гипотезе самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение.
Далее предлагается группа из трёх заданий, проверяющих умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов. Первое задание предлагает выпускникам определить физическое явление, лежащие в основе принципа действия указанного прибора (или технического объекта).
Далее следуют два контекстных задания. В них предлагается описание какого-либо устройства или фрагмент из инструкции по использованию устройства. На основании имеющихся сведений выпускникам необходимо выделить явление (процесс), лежащее(-ий) в основе работы устройства, и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования.
Последняя группа из трёх заданий проверяет умения работать с текстовой информацией физического содержания. Как правило, предлагаемые тексты содержат различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики). Задания в группе выстраиваются, исходя из проверки различных умений по работе с текстом: от вопросов на выделение и понимание информации, представленной в тексте в явном виде, до заданий на применение информации из текста и имеющихся знаний.
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Предлагаемое пособие предназначено для проверки знаний учащихся 8-х классов. Издание даёт возможность сформировать навыки и умения, необходимые для успешного выполнения Всероссийской проверочной работы.
Издание содержит 18 вариантов проверочных работ.
Ко всем заданиям даются ответы.
Каждая проверочная работа включает в себя 12 заданий по темам «Тепловые явления», «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления» и охватывает все изученные в 8-м классе разделы физики. Четыре задания подразумевают краткую форму ответа, в четырёх заданиях необходимо сделать множественный выбор, в одном задании нужно вставить в текст пропущенные слова и в трёх заданиях требуется развёрнутый ответ.
Примеры.
На рисунке показан подковообразный постоянный магнит. Как направлены (вверх, вниз, вправо, влево, от наблюдателя, к наблюдателю) магнитные линии поля магнита в точке А?
Температуру воздуха измеряли термометром, показанным на рисунке. Погрешность измерения температуры равна цене деления термометра. Запишите в ответе результат измерения температуры с учётом погрешности.
Стеклянную палочку потёрли о шёлк. После этого мелко нарезанные кусочки бумаги стали прилипать к палочке. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют данные процессы, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Палочка и шёлк имеют заряды одного знака.
2) Палочка и шёлк имеют заряды разных знаков.
3) Кусочки бумаги не электризуются.
4) В кусочках бумаги есть положительные и отрицательные заряды.
5) Стеклянная палочка приобретает положительный заряд из-за избытка электронов.
6) Стеклянная палочка приобретает положительный заряд из-за недостатка электронов.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ВПР, Физика, 8 класс, Практикум, Бобошина С.Б., 2018 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году проверочной работы по ФИЗИКЕ, 8 класс
- Физика, 8 класс, Контрольные измерительные материалы, Бобошина С.Б., 2014
- Тетрадь для лабораторных работ по физике, 8 класс, К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс», Минькова Р.Д., Иванова В.В., Степанов С.В., 2020
– контрольное мероприятие, проводимое на общероссийском уровне по единому стандарту. Когда новый способ контроля знаний был официально утвержден, Минобразования пояснило его важность следующим образом: ВПР позволит мониторить не только уровень знаний, но и эффективность методического аппарата, который применяют учителя в той или иной школе РФ.
Впрочем, эти благие намерения не отменяют того факта, что введение ВПР стало неприятным сюрпризом для выпускников. Мало того, что их ожидает множество труднейших , так нужно учить еще и несколько дополнительных предметов, многие их которых даже не пригодятся при . Одной из самых сложных дисциплин, вынесенных на всероссийский замер знаний, является физика – наука, характеризующаяся объемным категориальным аппаратом, многочисленными законами и непростыми расчетами.
Тем, кто и так сдает физику, волноваться из-за ВПР точно не придется. Ну а школьникам, которые не планируют связывать свою жизнь с точными науками, будет полезно узнать все тонкости оценивания и написания ВПР, включая структуру и содержание работы. Несмотря на то, что ВПР не влияет на возможность получить аттестат, вам вряд ли захочется вызвать учительский гнев, написав контрольную работу с неудовлетворительным результатом.
Демо-вариант ВПР по физике
Дата и регламент ВПР-2018 по физике
В расписании ВПР на 2017/2018 учебный год для контрольной работы по физике отведено 10 марта 2018 года . Регламент ВПР по физике гласит, что ученик должен справиться со своим вариантом за 90 минут. При решении контрольной работы школьники смогут применять для проведения расчетов калькулятор, в котором отсутствует функция программирования и возможность хранения информации. Первичный балл, набранный одиннадцатиклассником за ВПР, переводится в оценки так, как определит педсовет каждой конкретной школы.
Данная работа произведет итоговый замер знаний у выпускников 11 классов. Базовый уровень подготовки предполагает, что ученики могут без труда понимать и пояснять физические термины, а также применять свои познания в обычной жизни. По итогам контрольной работы профильное ведомство сделает вывод о том, целесообразно ли вносить изменения в школьную программу, и нужно ли повышать профессиональное мастерство учителей-предметников.
В качестве основных разделов, вынесенных на проверку в рамках ВПР, профильная комиссия назвала механику, молекулярную и квантовую физику, элементы астрофизики, а также раздел, изучающий электродинамику. При оценивании контрольных работ комиссия будет проверять:
- знание категориального аппарата данной науки (т.е. явлений, величин и единиц их измерения, целей физики и способов их достижения путем применения различного оборудования);
- умение интерпретировать полученную информацию и данные, представленные в графической и табличной форме;
- понимание того, как действуют законы физики;
- умение описать и охарактеризовать процессы при помощи физических величин;
- готовность применять формулы, используемые в физике;
- умение считать показания приборов (мензурки, динамометра, барометра, вольтметра и амперметра), провести наблюдения и опыты согласно предложенным гипотезам;
- способность пояснить физические явления, которые происходят в окружающем мире.

Структурные особенности ВПР по физике
В каждом варианте контрольной работы школьникам будет предложено 18 заданий, отличающихся по форме и сложности решения:
- задания с 1 по 10 – базовые, проверяющие знание терминологии, основных величин и главных законов физики. Три задания относятся к разделу, изучающему механику, два имеют отношение к разделу о молекулярной физике, три являются заданиями по электродинамике, а одно затрагивает квантовую физику;
- задания 11 и 12 проверят методологические умения школьников. В первом нужно будет записать показания прибора, опираясь на предложенное фото, а во втором – набросать план простого эксперимента, придерживаясь определенной гипотезы;
- задания 13-15 проверяют, насколько хорошо одиннадцатиклассники умеют использовать физические знания при описании различных устройств и приборов (включая те, которыми они пользуются в обычной жизни), и могут ли охарактеризовать принцип их работы;
- задания 16-18 проверят навыки работы с физическими текстами и информацией в виде таблицы, схемы или графика.
13 заданий контрольной работы предполагают, что школьник напишет короткий ответ в виде числа, символа, правильного слова или словосочетания, либо просто выберет верный ответ из предложенного списка. На 5 заданий нужно будет дать развернутый ответ – это могут быть несколько предложений, описывающих этапы проведения эксперимента, или заполнение пропусков в в таблице.
Всего за контрольную работу можно будет набрать 26 баллов, 19 (или 73%) из которых можно получить за решение 14-ти простых заданий, а 7 баллов (27%) – за работу с 4 сложными заданиями.
Как подготовиться к ВПР по физике?

Из структуры билета понятно, что набрать высокий балл, выучив лишь физические термины и законы, точно не получится. Если ваша цель – заработать максимум баллов, то нужно хорошенько разобраться в логике вычислений, запомнить и понять формулы, разобрать механизм действия и проявления физических законов. Школьники, которые писали ВПР по физике в прошлом году, а также учителя-предметники дают такие рекомендации по подготовке:
- непременно скачайте и решите демо-версию ВПР 2018 года, которую разработали специалисты из ФИПИ (см. ссылки в начале статьи). Так вы поймете, как построен билет, и оцените свой уровень подготовки;
- если вы не выбрали , то для подготовки к ВПР будет достаточно повторить материалы, изложенные в школьных учебниках;
- ученикам, которые не сильны в экспериментах и не знают, как работает тот или иной прибор, стоит проконсультироваться с репетитором или посмотреть видеозаписи, наглядно демонстрирующие работу с различным оборудованием и считывание показаний;
- для закрепления терминологии пройдите несколько онлайн-тестов.
ВПР по физике для одиннадцатиклассников включает в себя 18 заданий, из которых к базовому уровню сложности относятся 14 номеров, а к повышенному – 4. Работа отражает все аспекты, изучаемые в школьном курсе физики: молекулярную и квантовую физику, механику и электродинамику.
Система оценок
На написание ВПР по физике отводится 90 минут, то есть 2 урока. Учащимся разрешено пользоваться непрограммируемым калькулятором. Максимальный балл за работу – 26, перевод баллов в оценки осуществляется на усмотрение руководства образовательной организации.
Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями
Задание 1
Первое задание заключается в группировке физических терминов. В условии дается список из шести понятий – например:
- динамометр, транспортир, фокусное расстояние линзы, сила тока, манометр, ускорение
- фарад, полет самолета, ньютон, ампер, таяние льда, электромагнитная волна
Нужно разделить их на две группы, дать им название и записать понятия в ту группу, к которой они относятся, в таблицу вида:
Название группы | Перечень понятий |
---|---|
Название группы не должно быть слишком сложным. Чаще всего это «физические величины» либо «физические явления», или же просто указание на раздел физики в виде «понятия, относящиеся к кинематике».
Если все графы таблицы заполнены правильно – ученик получает 2 балла. 1 балл ставится в следующих случаях:
- понятия распределены верно, но одна из групп названа неправильно
- группы названы верно, но при распределении понятий допущено 1-2 ошибки
В остальных случаях ученик не получает баллы за первое задание.
Задание 2
Задание под номером 2 связано с различными графиками движения, отображающими, например, зависимость скорости или ускорения от времени. Пример графика:
- Автомобиль движется равномерно с 30 по 40 секунду
- С 30 по 40 секунды автомобиль покоится
- В течение 50 секунд наблюдения скорость движения автомобиля все время увеличивается
- За 50 секунд направление движения автомобиля изменялось
- На этапе разгона автомобиль движется с ускорением 3м/с2
Нужно выбрать два утверждения, соответствующих графику. Если оба выбранных утверждения верны – ставится 2 балла, если верно лишь одно – 1 балл, если ни одного – 0.
Задание 3
В третьем задании приводится рисунок, иллюстрирующий какой-либо физический процесс. Нужно дополнить его, изобразив действующие на определенный предмет силы и возможное направление его ускорения. Рисунок может быть таким:
Если верно изображено все, что требуется в условии – ученик получает 2 балла. Если же соотношение величин сил нарисовано не так, как нужно, либо допущена одна другая ошибка – 1 балл. В остальных случаях ученик не получает баллы за третье задание.
Задание 4
В данном задании приводится небольшой текст (3-4 предложения), в котором допущено три пропуска слов. Поскольку это задание направлено на проверку знаний выпускников в области законов сохранения в механике, чаще всего пропущены либо слова «сохраняется, уменьшается, увеличивается», либо названий энергий. В тексте не обязательно используются все данные слова, поскольку они могут повторяться. Текст может быть следующим:
При выстреле из ружья пуля и ружье начинают движение в противоположные стороны с различными скоростями. При этом модель импульса пули ___________. Модуль импульса ружья при выстреле ____________. Суммарный импульс системы ружье-пуля ____________ и равен 0.
Если все пропуски заполнены верно, ответ оценивается в 1 балл, при наличии хотя бы одной ошибки – в 0 баллов.
Задание 5
Пятое задание ВПР по физике – небольшая задача, которая иногда бывает проиллюстрирована рисунком или графиком. Она относится к разделу молекулярной физики.
Чаще всего требуется либо найти изменение внутренней энергии, либо определить температуру, либо – количество теплоты. Приводим примеры задач:
- Идеальный газ получает от внешнего источника 500 Дж и совершает работу 200 Дж. На какую величину изменяется внутренняя энергия газа?
- 4 металлических бруска, нагретых до разной температуры, соединили друг с другом согласно рисунку. Стрелки указывают на направление теплопередачи от бруска к бруску. В некоторый момент времени температура брусков составляла 140, 95, 93 и 90 градусов Цельсия. Какой брусок имеет температуру 93 градуса Цельсия?
За верный ответ ученик получает 1 балл, за неверный – 0.
Задание 6
Этот номер также построен на знании молекулярной физики. Объясняется какая-либо ситуация, часто проиллюстрированная, после чего приводится 6 утверждений, из которых нужно выбрать верные. Количество верных утверждений не указывается, что несколько усложняет задачу. Приводим пример задания:
Паук-серебрянка хватает на поверхности пруда пузырек воздуха и утаскивает его на глубину для постройки дома. Температура воды во всем пруду одинаковая. Выбери те утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пузырьке:
- Объем воздуха в пузырьке уменьшается
- Объем воздуха в пузырьке увеличивается
- Масса воздуха в пузырьке остается неизменной
- Масса воздуха в пузырьке снижается
- Давление воздуха в пузырьке повышается
- Давление воздуха в пузырьке понижается
Если в ответе приведены все верные цифры, ставится 1 балл. Если же хоть одна цифра написана неверно (или наряду с верными вариантами присутствует и неверный) – 0 баллов.
Задание 7
Седьмое задание относится к другому разделу предмета – электростатике. Оно представляет собой небольшую задачу, к которой дается рисунок. Чаще всего задача про показания электрометров или про заряды каких-либо тел, например, кубиков, например:
Стеклянные кубики 1 и 2 сложили вместе, после чего поднесли к кубику 2 положительно заряженное тело. Затем, не удаляя это тело, кубики разъединили. Какие заряды будут у каждого кубика?
Правильный ответ на задание приносит одиннадцатикласснику 1 балл.
Задание 8
В данном номере нужно решать задачу с использованием формул для расчета физических величин – например, ЭДС, сопротивления, силы тока, скорости электрона. Примеры задач:
- Утюг работает от напряжения 220В. За 5 минут работы его нагреватель выдал количество теплоты 30 кДж. Вычислите электрическое сопротивление нагревателя.
- Сколько времени нужно нагревателю с сопротивлением 10 Ом, чтобы произвести 250 кДж теплоты, если через него течет электрический ток с силой 10А?
Если в ответе правильно записана нужная формула и получен верный ответ, в котором указаны единицы измерения, он оценивается 2 баллами. Если же формула записана правильно, но в расчетах есть ошибка – 1 баллом; во всех иных ситуациях – 0 баллами.
Задание 9
Девятый номер ВПР по физике направлен на проверку знаний учащихся по такой теме, как электромагнитные волны и индукция. Задания не очень трудные – чаще всего требуется расположить виды волн в порядке возрастания или убывания их частоты либо длины их волны.
Верный ответ приносит ученику 1 балл.
Задание 10
Это задание относится к квантовой физике. В условии дается рисунок – чаще всего это схема энергетических уровней атома либо фрагмент периодической таблицы Менделеева. Нужно ответить на вопрос по этому рисунку – к примеру, если рисунок вот такой
потребуется указать, в каком из переходов будет поглощен квант с наименьшей частотой. Если приводится фрагмент таблицы, обычно просят определить, какой элемент образуется после распада какого-либо изотопа.
Если это сделано правильно – ставится 1 балл.
Задание 11
Одиннадцатое задание начинает блок, относящийся к методам научного познания в физике. В нем нужно определять показания различных приборов – мензурки, барометра, амперметра, вольтметра или динамометра. Приводится какая-либо ситуация, отображенная на схеме; так же дается размер погрешности измерения. Примеры:
Необходимо записать показания изображенного прибора, учитывая погрешность. За верный ответ ученик получает 1 балл, за неверный – 0.
Задание 12
Это задание относится к тому же блоку, что и предыдущее, однако, в отличие от него, относится к повышенному уровню сложности. Его суть состоит в планировании исследования по данной гипотезе. В условии дается гипотеза и имеющееся оборудование. Нужно описать алгоритм действий во время исследования, а также – нарисовать экспериментальную установку. Приводим пример:
Вам нужно исследовать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины. Имеется такое оборудование:
- источник постоянного тока;
- вольтметр;
- амперметр;
- источник питания;
- соединительные провода;
- ключ;
- реостат.
Если экспериментальная установка описывается правильно, и порядок проведения опыта также расписан верно – ставится 2 балла, если в описании хода проведения опыта присутствует ошибка – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.
Задание 13
Этим заданием начинается блок из трех номеров, связанный с устройством и действием технических объектов, а также – физическими явлениями в жизни. В нем необходимо установить соответствие между примерами из жизни и физическими явлениями. Приводится 2 примера – скажем, нагревание насоса при накачивании велосипедной шины и притяжение двух параллельных проводов с сонаправленными электрическими токами. Явлений дается 4, из-за чего угадать ответ очень сложно. Если явления к обоим примерам подобраны верно, ответ оценивается в 2 балла, если только к одному – 1 баллом, и если ответ неверен, за него ставится 0 баллов.
После этого в работе приводится текст (размер – около страницы) о каком-либо физическом приборе – к примеру, двигателе внутреннего сгорания. Описывается история создания прибора, принцип его работы и основные характеристики. С ним связаны два следующих задания.
Задание 14
В четырнадцатом задании необходимо ответить на один вопрос, связанный с содержанием текста и принципом работы описываемого прибора – например, «какое преобразование энергии происходит в двигателе внутреннего сгорания » или «какое физическое явление лежит в основе действия вингсъюта ». Прямого ответа на вопрос в тексте не дается. Если ответ верен, ученик получает 1 балл.
Задание 15
В пятнадцатом номере нужно выбрать из пяти приведенных утверждений, относящихся к теме текста, два верных. Если оба элемента выбраны правильно, ответ оценивается 2 баллами, если только один – 1 баллом, если ни одного – 0 баллами.
Далее в тексте работы приводится еще один текст, с которым будут связаны три последних задания. Размер текста примерно такой же – около страницы. Темы текста могут быть самыми разными – например, «аномальное расширение воды», «радиоактивные изотопы в медицине» или «гидросфера Земли ». Текст сопровождается иллюстративным материалом – таблицей или графиком.
Задание 16
В данном задании ученику предстоит выделять информацию, которая в явном виде представлена в тексте или в иллюстративном материале, поэтому оно является одним из самых легких во всей работе. Например, если в тексте идет речь о тропосфере и указывается средняя плотность воздуха в ней, в 16 задании могут задать вопрос «какова примерная плотность воздуха в тропосфере », то есть нужно будет просто переписать величину из текста. Или, если приводится вот такая схема –
Могут спросить, какие три газа являются самыми распространенными в атмосфере. Правильный ответ приносит ученику 1 балл.
Задание 17
Это задание несколько сложнее предыдущего, но оно также относится к базовому уровню сложности. В нем нужно делать выводы на основе текста и интерпретировать полученную информацию. Для приведенной таблицы вопрос этого задания будет звучать так: Масса какого газа – азота или кислорода – больше в атмосфере Земли? Во сколько раз? Округлите ответ до десятых долей. Правильный ответ также оценивается одним баллом.
Задание 18
Последнее задание работы относится к повышенному уровню сложности. Для его успешного выполнения нужно применять не только данную в тексте информацию, но и собственные знания по предмету. В нем задается какой-либо не очень простой вопрос по теме текста, иногда даже нужно выдвигать какие-либо собственные предложения – например, «как можно защитить Землю в том случае, если к ней приближаются астероиды». Другие примеры вопросов:
- Промерзает ли до дна вода в водоемах средней полосы России?
- Нужно ли ставить фильтры, улавливающие частицы сажи во время сгорания топлива, на тепловых электростанциях?
- Бывают ли на побережье океанов резкие температурные скачки?
Если ученик дает верный ответ на вопрос и приводит полную аргументацию, в которой нет ошибок – он получает 2 балла. 1 балл ставится, если ответ верен, но приведенной аргументации недостаточно, либо наоборот – рассуждения в аргументациях правильные, а вот ответ не сформулирован так, как нужно. В иных случаях баллы за это задание не начисляются.
ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Физика 11 класс
Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы
При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по физике. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.
Десятичные приставки
Константы
ускорение свободного падения на Земле g = 10 м/с 2
гравитационная постоянная G = 6,7·10 –11 Н·м 2/ кг 2
универсальная газовая постоянная R = 8,31 Дж/(моль·К)
скорость света в вакууме с = 3·10 8 м/с
коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·10 9 Н·м 2 /Кл 2
модуль заряда электрона
(элементарный электрический заряд) e = 1,6·10 –19 Кл
постоянная Планка h = 6,6·10 –34 Дж·с
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики.
объем, диффузия, сила тока, магнитная индукция, кипение, преломление света
Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу
название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
2. Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Первые 10 с автомобиль движется равномерно, а следующие 10 с стоит на месте.
2) Первые 10 с автомобиль движется равноускоренно, а следующие 10 с – равномерно.
3) Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составляет 72 км/ч.
4) Через 30 с автомобиль остановился, а затем поехал в другую сторону.
5) Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 3 м/с2.
25 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.)
3. Человек пытается передвинуть пианино вдоль стены.
Изобразите на данном рисунке силы,
которые действуют на пианино, и направление его ускорения, если инструмент удалось
сдвинуть с места.
Верно изображены четыре силы: сила тяжести, сила реакции опоры, сила тяги и сила трения. (Сила Архимеда, действующая со стороны воздуха, не учитывается).
При этом:
- модули векторов силы тяжести и силы реакции опоры примерно
одинаковы по величине; - модуль сила тяги больше модуля силы трения.
Указано верное направление вектора ускорения (по направлению силы тяги)
4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
уменьшается
увеличивается
не изменяется
Слова в ответе могут повторяться.
С крыши дома оторвалась сосулька. По мере её падения кинетическая энергия сосульки _____________________, её потенциальная энергия относительно поверхности Земли ____________________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия сосульки ______________________.
Вставлены слова в следующей последовательности:
увеличивается
уменьшается
не изменяется
5. Четыре металлических бруска (А, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 100 °С, 80 °С, 60 °С, 40 °С. Какой из брусков имеет температуру 60 °С?
Ответ: брусок
6. В герметично закрытый пакет из-под сока вставлена изогнутая трубочка для коктейля (см. рисунок), внутри которой находится небольшой столбик сока. Если обхватить пакет руками и нагревать его, не оказывая на него давления, столбик сока начинает двигаться вправо к открытому концу трубочки. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пакете, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Воздух в пакете расширяется.
2) Воздух в пакете сжимается.
3) Температура воздуха понижается.
4) Температура воздуха повышается.
5) Давление воздуха в пакете остается неизменным.
6) Давление воздуха в пакете повышается.
145 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.)
7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?
Ответ:
Показания электрометра А: _____
Показания электрометра Б: _____
Показания электрометра А: 0,5
Показания электрометра В: 0,5
8. В паспорте электрического фена написано, что мощность его двигателя составляет 1,2 кВт при напряжении в сети 220 В. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи фена при включении его в розетку.
Запишите формулы и сделайте расчёты.
Используется формула для расчёта мощности электрического тока:
9. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их
частоты.
Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) рентгеновское излучение
2) инфракрасное излучение
3) видимое излучение
Ответ: ____ → ____ → _____
10. На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп урана испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа урана.
Ответ: _____________________
11. С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст., а нижняя шкала – в кПа (см. рисунок). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы барометра.
Запишите в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.
Ответ: ____________________________________
Допускается любая запись ответа, указывающая на показания и учитывающая погрешность измерения
А) (764 ± 1) мм рт. ст.
Б) от 763 до 765
В) 763 < p < 765
12. Вам необходимо исследовать, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза. Имеется следующее оборудование:
− секундомер электронный;
− набор из трёх пружин разной жесткости;
− набор из пяти грузов по 100 г;
− штатив с муфтой и лапкой.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
1. Используется установка, изображённая на рисунке: одна из пружин, несколько грузов и секундомер.
2. К пружине подвешивается один груз и измеряется время 10 колебаний. Полученное время делится на количество колебаний, и получается период.
3. К пружине подвешиваются два груза, и измерения периода повторяются. Можно провести аналогичные измерения, добавляя ещё грузы.
4. Полученные значения периодов сравниваются
13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры
иллюстрируют.
Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца
подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б |
Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.
Индукционные плиты
Под стеклокерамической поверхностью индукционной плиты находится катушка индуктивности. По ней протекает переменный электрический ток, создающий переменное магнитное поле. В дне посуды наводятся вихревые или индукционные токи, которые нагревают дно, а от него и помещённые в посуду продукты. Частота переменного тока в катушке индуктивности составляет 20–60 кГц, и чем она выше, тем сильнее вихревые токи в дне посуды.
В отличие от обычной газовой плиты, здесь нет никакой теплопередачи снизу вверх, от конфорки через стеклокерамическую поверхность к посуде, а значит, нет и тепловых потерь. С точки зрения эффективности использования потребляемой электроэнергии индукционная плита выгодно отличается от всех других типов кухонных плит: нагрев происходит быстрее, чем на газовой или обычной электрической плите.
Устройство индукционной плиты:
1 – посуда с дном из ферромагнитного материала;
2 – стеклокерамическая поверхность;
3 – слой изоляции;
4 – катушка индуктивности
Индукционные плиты требуют применения металлической посуды, обладающей
ферромагнитными свойствами (к посуде должен притягиваться магнит). Причём чем толще
дно, тем быстрее происходит нагрев.
14. Какое физическое явление лежит в основе действия индукционной плиты?
Явление электромагнитной индукции
(или электромагнитная индукция)
15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Действие индукционной плиты основано на действии магнитного поля на проводник с током.
2) Нагревание продуктов в посуде на индукционной плите связано с тепловым действием электрического тока.
3) Индукционный ток, нагревающий посуду, зависит от частоты переменного тока в катушке индуктивности.
4) Дно посуды для индукционных плит может быть выполнено из стекла.
5) КПД нагрева у обычной электрической плиты выше, чем у индукционной.
23 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.)
Прочитайте текст и выполните задания 16–18.
Солнечная система
Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.
Таблица.
Сравнительная таблица некоторых параметров планет
*Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли.
Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов – малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.
Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.
Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки – метеориты с грохотом падают на Землю.
16. Какой из параметров, указанных в таблице, увеличивается по мере удаления планеты от Солнца?