Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.
Тип урока: синтетический
Вид урока: урок-эксперимент
Наглядность: плакаты, фломастеры
Ход урока
I . Организационный момент (1-2 мин)
а) приветствие (слайд №3): Здравствуйте! В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
б) аутогенная тренировка: каждый про себя произносит фразу “Я самый лучший!”
II . Опрос домашнего задания: прочитать эссе на тему “Русские народные традиции”
III . Новая тема: Прямое и косвенное дополнение
1. Слово учителя.
Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).
Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №4)
2. Мозговой штурм (Слайд №5). Вопрос: Какова тема нашего урока?
Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены
предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
Мукагали Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир
(Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнеие, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)
3. Учитель: О чем мы говорили на прошлом уроке?
Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”
(Уч-ся, отвечая на этот вопрос, пишут на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касющиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник!)
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Слайд №6)
4. Лингвистический эксперимент(7 слайд
Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)
В русском языке:
На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.
Мастера показали, как слепить игрушку из шины
В казахском языке:
Тура және жанама толықтауыш
1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік тура толықтауыш)
2) Құлақ естігенді көз көреді
3) Өнер – білім бар жұрттар (Неден?Шығыс септік, жанама)
Тастан сарай салғызды (Ы.Алтынсарин)
4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ (Жатыс септік) жанама толықтауыш
Прямое, косвенное и предложное доплнение
1) I wrote a letter (прямое)
Я написала письмо
2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)
3) I spoke about him (предложное дополнение)
(Я говорила о нем)
(Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)
5. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (8 слайд)
Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?
Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.
Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного падежа: при обозначении частичного объекта, при отрицании.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.
6.Презентация справочника (9 слайд).
На плакате - справочнике ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока.
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже - родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.
7. Выборочное упражнение.
1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.
8. Работа по таблице(Слайд №10)
Уч-ся закрепляют свои знания о прямых и косвенных дополнениях с помощью таблицы.
9. Фонетическая зарядка (или речевая зарядка) шипение змеи; шелест листьев; воет ветер; каркает ворона.(Слайд№11)
(Уч-ся должны произнести слова, выполняя действия, которые перечислены выше, например: шипение змеи – с-с-солнце, ц - ц- цветок, с - с – свет; воет ветер – пере – у - у- улок, у- у- улица, слу- у- у- чай; каркает ворона- кар- кар- картина, кар- кар- картон, кар- кар- каррикатура.
Эта фонетическая зарядка служит мостиком для перехода к лексической теме “Мукагали Макатаев”.
Учитель: Как вы думаете используют ли этот метод (т.е. повторение одинаковых звуков) поэты в стихотворениях? Как он называется?
Ученики: Этот метод называется аллитерация. Его часто используют поэты. Аллитерация- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:
Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.
(Г.Державин. Водопад.)
(“Краткий словарь литературоведческих терминов”. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №12). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.
Упражнение 4 из учебника “Русская речь” под редакцией Г.Бадамбаевой.
Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
На формирование Макатаева - поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни.
Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.
10. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды.
Составить с новыми словами предложения. Просклонять существительные.
11. Работа с текстом: Текст перепечатать ну бумагу мелким шрифтом и повесить на доску.
Класс разделить на две группы и попросить их закрыть учебники. Каждая группа должна
восстановить текст в тетрадях. Для этого два ученика пишут, а остальные уч-ся, прочитав у доски по одному предложению, подходят к ученику, который пишет, и диктуют по памяти прочитанное предложение. Группа, которая первая восстановит текст без ошибок и (подчеркнет в предложениях дополнение) достойна награждения.
(Этот вид работы позволяет ученикам развивать память, а также дает уч-ся возможность подвигаться на уроке)
12. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение.
Тореро надел сомбреро.
Сомбреро надел Тореро.
Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.
13. Структурная дискуссия на тему: “Читает ли современная молодежь художественную литературу?” (Слайд №1 3 )
Ученики высказывают своё мнение с точки зрения оптимистов, пессимистов, реалистов. Наблюдатели и аналитик дают оценку высказываниям.
14. Обобщение урока: Дерево с результатами. (Слайд №14)
Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.
15. Домашнее задание: написать о любимом поэте, употребляя прямые и косвенные дополнения.
В школе все учат русский язык, что такое дополнение, известно многим ученикам. Правда, бывает, что в школе эту тему объясняют не очень хорошо или ученик ее просто пропускает по болезни, а потом не может самостоятельно понять. Но вопрос о дополнении не так сложен, и мы сейчас расскажем о нем.
Дополнение – это второстепенный элемент предложения, который указывает, что над предметом производится какое-то действие.
Виды дополнений
Дополнения существуют прямые и косвенные. Что такое прямое дополнение, а также что такое косвенное дополнение, мы сейчас Вам расскажем. Прямыми являются дополнения в винительном падеже без предлога. Все остальные являются косвенными. Примеры прямого дополнения: дарим цветы, читаю книгу, делал ремонт. Примеры косвенного дополнения: думает о будущем, работаем на заводе, обмахивается веером. Вот примеры дополнений, отвечающих на разные падежные вопросы:
Р. п. - кого? чего? - у нас нет (чего?) соли
Д. п. - кому? чему? - дарю (кому?) тебе книгу
В. п. - кого? что? - видит (что?) цель
Т. п. - кем? чем? - восхищаюсь (кем?) этим мужчиной
П. п. - о ком? о чем? - рассказал (о чем?) о путешествии.
Дополнение при синтаксическом разборе предложения выделяется пунктиром. Теперь для лучшего понимания, что такое дополнение, приведем примеры из предложений.
- На улице дети играли в мяч. - "в мяч" является дополнением; играли во что? - в мяч.
- Молодой человек прислал своей любимой розы. - здесь два дополнения: "любимой" и "розы". "Любимой" - это дополнение в творительном падеже, "розы" - прямое дополнение в винительном падеже.
- Ольга мечтала о большом счастье. - "о счастье" - дополнение в предложном падеже.
Дополнение
Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния (см. бюро переводов). Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня... (А. Пушкин).
Дополнения , выражающие объект действия, употребляются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы - доставка грузов; работать над статьёй - работа над статьёй.
Дополнения , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу - верность долгу; скуп в движениях - скупость в движениях.
Дополнения делятся на прямые и косвенные.
Прямое дополнение - это дополнение , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину, спеть песню, чинить утюг, написать письмо, решать задачу, увидеть его, встретить знакомого.
Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: чувствовал радость - не чувствовал радости; слышал голоса - не слышал голосов; 2) если действие переходит не на весь предмет, а лишь на часть: купил хлеб - хлеба; выпил воду - воды: ...Командир орудия не ушел с огневой позиции, попросил поднести ему снарядов от разбитых пушек (В. Астафьев); Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (А. Пушкин).
Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, который может возникать, создаваться или исчезать, разрушаться в процессе действия: связать свитер, написать реферат, украсить комнату, проверить диктант, сломать дерево, снести дом и т. п.
Все остальные дополнения являются косвенными, они выражают различные отношения действия или признака к предметам: Не стану я жалеть о розах, увядших с лёгкою весной (А. Пушкин); Вспомнилась Аксинье молодость и вся её бедная радостями жизнь (М. Шолохов).
Дополнения могут быть выражены:
1) именем существительным в любом косвенном падеже с предлогом или без предлога: Золотым лучом деревню об лило (А. Майков);
2) местоимением: Спорить с ними я никогда не мог (М. Лермонтов);
3) количественным числительным: Разделите тридцать шесть на два;
4) любой частью речи в значении существительного: Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом (М. Горький);
5) инфинитивом: Все просили её спеть что-нибудь (М. Лермонтов);
6) синтаксически цельными словосочетаниями и фразеологизмами (теми же, что и подлежащее): Охотники убили семнадцать бекасов (Л. Толстой).
В российском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются или главными членами, или второстепенными. Главные составляют грамматическую базу и указывают на предмет, о котором речь идет в выражении, и на его действие, а все другие слова в конструкции являются распространяющими. Посреди их языковеды выделяют определения, происшествия и дополнения. Без второстепенных членов предложения нереально было бы поведать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а поэтому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье пойдет речь о роли дополнения в российском языке.
Благодаря данному члену предложения просто сконструировать полное выражение, в каком будет обозначено не только лишь действие головного героя повествования, да и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтоб не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить величавый и могучий российский язык.
Определение
Дополнение является второстепенным членом предложения, который показывает на предмет, являющийся результатом деяния головного лица в предложении либо на который это действие ориентировано. Может быть выражено последующими частями речи:
- Личным местоимением либо именованием существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть применено как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
- Хоть какой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она взглянула на вошедших людей).
- Часто дополнения в российском языке выражаются инфинитивом (Предки просили ее спеть).
- Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл 6 вкладок.).
- Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он гласил не вешать нос).
Функция и вопросы дополнения
В российском языке дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, а конкретно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к последующим частям речи:
- К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
- К имени существительному в качестве хоть какого члена предложения (Надежда на отца).
- К причастию либо имени прилагательному, употребленному в качестве хоть какого из членов предложения (Взвешивающий крупу; серьезный к дочери).
- К наречию в качестве хоть какого из членов предложения (Неприметно тебе).
Виды дополнений
Если данный член предложения находится в зависимости от глагола, то он может быть 2-ух видов:
- Прямые дополнения в российском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в винительном падеже. Такие слова обозначают предмет, к которому, так либо по другому, относится действие головного лица. К примеру: я отлично помню денек, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не возвратить уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жалко» и « жаль» (И нам жалко чего-то светлого).
- Косвенные дополнения в российском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными совместно с предлогами, и в других косвенных падежах без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с неспокойным видом; его пробы сделать дела с одноклассниками увенчались фуррором).
Значения прямых дополнений
Прямые дополнения в российском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать последующие объекты:
- Предмет, приобретенный в итоге деяния (Я построю дом в деревне).
- Предмет либо лицо, которое подвергается действию (Отец изловил рыбу и привез домой).
- Объект, к которому ориентировано чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
- Объект освоения и познаний (Она знала зарубежные языки и свободно могла разговаривать; ее заинтересовывала философия и забугорная литература).
- Место, которое преодолевается основным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку галлактические дали).
- Объект желания либо мысли (Сейчас я вспомнила его).
Значения косвенных дополнений без предлогов
Косвенное дополнение в российском языке, употребленное без предлогов, может иметь последующие значения:
- Отношение предметов, о которых речь идет в словосочетании либо предложении, а конкретно объект, на который ориентировано действие (Собрали сбор).
- Объект заслуги либо прикосновения (Сейчас получил диплом; он будет счастлив, когда коснется только ее руки).
- Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердечко).
- Субъект либо состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень большой; ему должно быть жалко).
Значение косвенных дополнений с предлогами
Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут получать последующие цвета значений:
- Материал, из которого изготовлен тот либо другой предмет (Дом выстроен из камня).
- Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
- Лицо либо предмет, который является предпосылкой состояния (Отец волновался о отпрыску).
- Объект, к которому ориентированы мысли и чувства. (Он говорил достоинства собственной работы.).
- Предмет, от которого удаляются (Он в ранешном возрасте ушел из отчего дома.).
- Лицо, которое участвует в совершении головного деяния (По приезде внуки окружили бабушку и длительно ее целовали.).
Дополнение как часть оборота
В российском языке есть такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особенное словосочетание, в конструкцию которого заходит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.
Реальным оборот считается в этом случае, когда дополнение - это лицо, к которому ориентировано действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. К примеру: нарвал букет, остриг газон.
Страдательным именуют оборот, в каком в базе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение показывает на основной объект выражения. К примеру: полковник был стремительно подхвачен рядовыми и выслан в госпиталь.
Как в предложении отыскать дополнение?
Вопросы дополнения в российском языке очень ординарны, а поэтому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, отыскать его в контексте не очень трудно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-1-х, выделить грамматическую базу, а после найти связь слов в предложении средством поставленных вопросов. Поначалу от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после конкретно и меж второстепенными членами. На письме каждое слово, зависимо от того, к какой категории оно относится, обозначается особенным видом подчеркивания. Для дополнения это пунктирная линия.
Второстепенные члены предложения - база полных выражений
Второстепенные члены предложения - тема довольно большая и содержит много правил, но если на ее исследование не издержать достаточное количество времени, не получится завладеть настолько величавой наукой, как российский язык. Событие, дополнение и определение - это те составляющие предложения, которые позволят сформировать выражение, раскрывающее весь смысл повествования. Без их язык утратил бы всю свою красота. А поэтому очень принципиально к этой теме подойти со всей ответственностью, чтоб знать, как верно употребить то либо другое слово в контексте.
Дополнение обозначает предмет (объект), на который направлено действие.
Между дополнением и дополняемым словом возможно наличие отношения субъекта к действию.
Если определение обладает способностью распространять члены предложения, выраженные именами существительными, то дополнение чаще всего зависит от сказуемого и распространяет именно его.
Все предложения для примеров мы нашли в рассказах Евгения Ивановича Носова «Зимородок», «Живое пламя», «Забытая страничка», «Хитрюга».
В качестве дополнения используются существительные и разные разряды местоимений с предлогами и без них. Напомним вопросы косвенных падежей, на которые отвечает дополнение:
КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?
У каждого рыболова (У КОГО?) есть (ЧТО?) на реке любимый уголок . Здесь он строит (КОМУ?) себе (ЧТО?) привад у. Забивает (ЧТО?) в дно реки у берега полукругом колья , оплетает (ЧТО?) их (ЧЕМ?) лозой , а (ЧТО?) пустоту внутри засыпает (ЧЕМ?) землёй . Получается что-то вроде маленького (ЧЕГО?) полуострова . Особенно когда рыбак обложит (ЧТО?) приваду зелёным (ЧЕМ?) дёрном , а забитые колья пустят (ЧТО?) молодые побеги .
Приведём примеры дополнений, выраженных личными, возвратными, указательными, относительно-вопросительными, определительными, неопределёнными, отрицательными местоимениями: давал мне, строит себе, вижу это, в чём дело, всем хотелось, нашёл что-то, ничем не испугать .
К тому же дополнением могут быть и другие части речи, если они приобретают значение существительного. Например, прилагательные, причастие, числительное, наречие, междометие: живому рад, об удачном расскажем, разделите сорок на два, не мечтайте о завтра, донеслось «ау» .
Редко в роли дополнения выступают инфинитивы, неделимые словосочетания и фразеологизмы. Например: не догадался расспросить, жил дед с бабушкой, принести два ведра, решил больной вопрос.
Выделяют два вида дополнений – прямое и косвенное. Прямое дополнение выражается существительным в Винительном падеже без предлога, существительным в Родительном падеже с отрицанием, а также существительным со значением части предмета в Родительном падеже. Прямые дополнения распространяют переходные глаголы и слова категории состояния.
Примеры прямых дополнений:
Он вскинул на плечи (ЧТО?) рюкзак , поправил сбитую лямкой (ЧТО?) кепку...
Иногда разыгравшаяся мальва задевала (ЧТО?) поплавки , они вздрагивали, заставляли (КОГО?) меня насторожиться.
Я затаился и стал разглядывать (КОГО?) незнакомку .
Я попросил у тети Оли небольшой грибной (ЧТО?) кузовок , перекинул через плечо (ЧТО?) двустволку и зашагал в лес.
Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную (ЧТО?) тень .
А потом, возвращаясь домой, я собрал ещё (ЧТО?) несколько разных цветков и связал из них маленький (ЧТО?) букетик .
Косвенные дополнения употребляются с предлогами в Винительном и Родительном падежах, а также в Творительном и Предложном падежах.
Примеры косвенных дополнений:
Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой (ЧЕМ?) лейкой .
От свежевымытого (ЧЕГО?) пола тянуло (ЧЕМ?) прохладой .
Я вышел посмотреть на (ЧТО?) цветы .
Дожди сменились (ЧЕМ?) ветрами .
Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошел к (КОМУ?) товарищу .
Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую (ЧЕМ?) лямкой кепку...
Я попросил у (КОГО?) тёти Оли небольшой грибной кузовок, перекинул через плечо двустволку и зашагал в лес.
Нередко ученики путают дополнения с несогласованными определениями и обстоятельствами. Нужно помнить, что существительное в роли несогласованного определения можно заменить прилагательным.
Например:
Поздно вечером улеглись и долго еще не спали, прислушиваясь, не зашлепают ли по полу лапки (ЧЬИ?) беглеца .
Поплавки недвижно белели среди темно-зелёных лопухов (КАКИХ?) кувшинок .
После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик (ЧЕЙ?) тёти Оли .
Не забудем, что к обстоятельству, в отличие от дополнения, можно задать два вопроса: один из них падежный, а другой – смысловой.
Например:
Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗА ЧЕМ?) окунями .
Я открыл глаза и ахнул (ПОЧЕМУ? ОТ ЧЕГО?) от изумления .
Я наклонился поближе и окончательно убедился, что волшебный музыкант спрятался в (ГДЕ? В ЧЁМ?) раковине .
Литература
1. Ильченко О.С. Урок на тему «Дополнение» в VIII классе /Русский язык в школе. - 2003. - №4.
2. Носов Е.И. Кукла: сборник рассказов. - М., ООО «Издательство «Эксмо», 2015.