Каждый четырехлетний ребенок мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет и на упаковках с игрушками — письменная речь окружает ребенка везде, она такие желанная и, увы, такая непонятная! Малыш с энтузиазмом откликается на предложение взрослого поучиться чтению, но!.. Но тут его поджидает "засада".

Оказывается, прежде чем хоть что-нибудь прочитать, нужно долгое-долгое время учить буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель, месяцев, а читать так и не получается! Хорошо еще, если учитель попался веселый, может поиграть в разные игры и умеет рассказать смешную историю "из жизни букв". Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестает быть до зевоты скучным. Вот если можно было бы — раз, и уже научился! Раз, и уже прочитал! Раз, и даже сам понял прочитанное слово! Мечта младенца!

Именно эту мечту ребенка воплощает наш "Ребус-метод". За несколько минут научиться читать, еще даже не зная букв, практически совсем без учебы. Ну, пусть еще читать не целые рассказы, и даже не предложения, а хотя бы просто отдельные слова. Ну, пусть еще даже не с помощью букв, которые так трудны для ребенка, а пока лишь с помощью слоговых пиктограмм, как читали древние шумеры. До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь — буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения, — все то, что предлагают другие учебники. Но с нашей книжкой малыш уже с первого занятия будет учиться в чтении самому интересному и главному: понимать смысл прочитанного.

Всего два правила

"Ребус-метод" — это, прежде всего, игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип нашей игры, необходимо все указанные нами задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

Наша игра имеет всего два правила. Первое правило — как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС , а именно первый склад МА ). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом. Второе правило — как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты — продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

маска — МА
пальма — ПА
мышка — МЫ
шишка — ШИ
кошка — КО
ложка — ...

... — ЛО
мячик — МЯ
чайник — ЧА
ветка — ВЕ
сетка — ...
ручка — РУ
Жучка — ...

Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

Коля — КО
Оля — О
Маша — МА
Даша — ДА
Петя — ПЕ
Федя — ФЕ
Ира — И
Кира — КИ и т.п.

Имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку. Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок ).

Ребус-метод позволяет проводить занятия с уже читающими и с еще не читающими детьми одновременно в одной группе. Особенности метода — возможность устной игры, полностью имитирующей все механизмы чтения. Принцип чтения понимается детьми за считанные минуты. Необычайно увлекательно для детей, очень удобно для учителя, абсолютно понятно родителям.

Как только ребенок понял правило маска — МА и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:

маска-маска — МА-МА
пальма-пальма — ПА-ПА
туфли-чайник — ТУ-ЧА
курица-чайник — КУ-...
маска-шарик — МА-...
кактус-шарик — ...

Два слова — это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:

маска-шишка-наволочка — МА-...-...
маска-листик-наволочка — МА-...-...
бусы-маска-галстук — БУ-...-...
галстук-зебра-тапки — ...

Как правило, дети 4-5 лет достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:

бусы-рак-тигр-ножницы — ...
письма-рак-мишка-дама — ...
облако-девочка-ящик-ложка — ...
курица-курица-ручка-заяц — ...

Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются "угадать" конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений.

При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения. Необходимо своевременно и неоднократно указать детям направление чтения. Без подсказки взрослого дети пытаются называть элементы справа налево. И сбиваются к этому с удивительным постоянством.

Именно к таким простейшим действиям сводится роль учителя в нашей методике. Никаких сложных объяснений, никаких долгих подготовительных этапов, никаких многосерийных ролевых сюжетов, применяемых сегодня педагогами с единственной целью развлечь скучающего на занятии ребенка, сделать занятие забавным. В "Ребус-методе" дети достаточно увлечены самим процессом чтения, и процесс этот детям нравится.

Решением экспертного совета Комитета по образованию С.-Петербурга от 25 декабря 2009 года "Ребус-метод — обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм" допущен к применению в начальной школе как дополнительная обучающая методика.

Конечно же, не все дети одинаково успешны в обучении. Если учитель ведет занятие с целой группой детей, то наиболее сообразительные и активные ученики становятся "образцом" для отстающего ребенка: делай, как они, догони их, опереди их, соревнуйся с ними. Если же взрослый занимается лишь с одним ребенком, и тот вдруг не понял правила игры — что ж, всегда можно остановиться и отложить до следующего раза.

Очень может быть, ребенок еще слишком мал для подобных упражнений, еще не понимает, что такое начало слова и чего вообще хочет от него добиться этот взрослый. Мы категорически не советуем заниматься подобными играми с детьми, чьи речевые навыки и понятия еще не устоялись. Так, например, трехлетние дети способны всерьез перенести правила укорачивания слов в бытовое общение и спровоцировать этим искусственную . Если же ребенку для овладения "Ребус-методом" еще не хватает памяти, внимания, абстрактного мышления, и, если хотите, чувства юмора — это может наблюдаться и в четыре, и в пять, и даже в шесть лет, — то с этим ребенком просто рано заниматься чтением, слогово-пиктографическим или тем более фонемно-буквенным. "Ребус-метод" является однов-ременно и хорошим тренирующим, и точным тестирующим упражнением.

Устные ребус-примеры

Устные ребусы потрясающе развивают чувство ритма у ребенка, его внимание и концентрацию.

Взрослых это тоже развлекает решение таких ребусов на слух. Для устной игры мы приводим ниже примеры ребусов.

Самые простые ребусы — из двух слов

маска-маска — МА-МА
пальма-пальма — ПА-ПА
туфли-чайник — ТУ-...
курица-чайник — ...
кактус-шарик -
санки-шарик -
ящик-маска -
дятел-дятел
лук-наволочка
ручка-кактус
листик-санки
письма-лампа
шишка-наволочка
юбка-лампа
кисточка-ножницы
вишни-ножницы
робот-заяц
ванна-заяц

Первая сложность для ребенка — множественное число

девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки
девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки

Простые ребусы из трех слов

маска-шишка-наволочка
маска- листик-наволочка
аист-курица-лампа
бусы-маска-галстук
галстук-зебра-тапки
рак-кепка-тапки
гиря-тапки-рак
пальма-на волочка-маска
кактус-репка-тапки
рак-д уш-галстук
заяц-нож ницы-заяц
заяц-рак-заяц
рак-бочка-тапки
тигр-шишка-наволочка
аист-курица-лыжи
галстук-зебра-тыква
гиря-тапки-рыба
рак-кепка-тыква
письма-рак-тыква
лампа-домик-нитки
галстук -ложка-шишка
пальма -кепка-тыква
письма -жаба-маска
лук-жаба
утка-тюбик-гиря
рыба-банка-кит
пальма-утка-кит
кактус-череп-листик
череп-тыква-репка
утка-зонтик-рыба
пальма-ручка-санки
утка-робот-кит
маска-лыжи-шишка
курица-лампа-кит
робот-листик-кит

Ребусы из четырех слов

аист-наволочка-наволочка-сыр
пальма-утка-тигр-наволочка
бусы-рак-тигр-ножницы
гусь-сердце-нитки-царь
курица-курица-ручка-заяц
банка-тапки-репка-ящик
письма-аист-нитки-ножницы
облако-девочка-ящик-ложка
санки-море-ваза-рыба

Ребусы с безударными о, е, я

Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

солнце-банка-кактус
солнце-банка-кисточка
дом-робот-галстук
дом-робот-гиря
ножницы-галстук
облако-зебра-робот
кошка-маска-рыба
голубь-рак
наволочка-чайник-ложка
мышка-ложка
ложка-пальма-тапки
ложка-пальма-тыква
облако-санки
кошка-заяц
письма-робот-гиря
робот-галстук
кошка-робот-наволочка
кошка-робот-ваза
кошка-санки
солнце-робот-кактус
солнце-робот-кит
голубь-ложка-санки
голубь-ложка-ваза
бочка-робот-дама
повар-ложка-санки
молния-ложка-кошка
повар-голубь-дама
волк-робот-тапки
зонтик-ложка-торт
голубь-робот-дама
волк-ложка-сыр
бочка-ложка-торт
волк-робот-наволочка
тетерев-ложка
тетерев-лейка-галстук
лейка-белка-диск
мячик-солнце
перец-робот
пушка-галстук-ложка
дерево-вишни-царь
солнце-ваза
ель-дама
кошка-лейка-солнце
кошка-лейка-ножницы
репка-кактус

Ребусы с отдельными согласными буквами

Согласные буквы в этих устных ребусах произносятся не как названия букв (Бэ, эМ, Ка и т.п.), а как реальные короткие звуки. Наиболее легко дети понимают смысл в длинных ребусах.

Аист-наволочка-наволочка-С
санки-молния-ванна-Р
молния-ложка-тортик-К
пальма-робот-волк-З
шорты-кошка-ламмпа-Д
облако-гусь-репка-Ц
повар-мишка-домик-Р
повар-пушка-галстук-Й
волк-робот-белка-Й
муха-рак-веник-Й
листик-молния-Н
банка-наволочка-Н
банка-рак-Н
банка-рак-банка-Н
Г-ручка-шарик
Г-лампа-заяц
К-нитки-галстук
К-рыба-шарик
люстра-К
солнце-К
солнце-Н
ножницы-С
заяц-Л
повар-Л
молния-ЛЬ
солнце-ЛЬ
ручка-ЛЬ
девочка-НЬ
месяц-Д-веник-ДЬ
З-веник-З-дама
...

В принципе, любой родитель может придумать свои ребусы. Лишь одно нужно не забывать: каждое слово-картинка должно начинаться с ударения: кОшка , но не котЁнок . Потому что в слове "котёнок" первое О звучит как А , и любой малыш скажет КА вместо КО .

Ударение

Главная задача чтения — понять смысл прочитанных слов. Попробуем на нескольких примерах пояснить нашему взрослому читателю, что именно, кроме букв, мешает ребенку понимать смысл.

Возьмем простое слово МАШИНА .

Смысл данного слова действительно прост для понимания: некий агрегат, механизм, может быть на колесах.

Но вот мы пишем это слово дважды и просим прочитать вслух:

МАШИНА МАШИНА

После короткой заминки взрослые приходят к выводу, что речь идет не о двух агрегатах, а лишь об одном, который принадлежит какой-то Маше. Для детей такое умозаключение без определенного навыка почти невозможно. Ребенок затрудняется создать множество различных вариантов ударения, он еще не умеет свободно импровизировать в ритмике речи. Два простейших слова оказываются ребенком при прочтении не понятыми.

И уж совершенно исключено, чтобы малыш понял ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, несмотря на кажущуюся простоту их прочтения:

ЭТА МАШИНА МАШИНА
ЭТО МАШИНА МАШИНА

Изменение при письме лишь одной буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. К тому же слова ЭТО и ЭТА в устной речи произносятся совсем одинаково.

Другой пример, два слова:

ПУГАЛО, ВОРОН

Понятно, что речь идет о каком-то одном пугале и об одной черной птице. Но в предложении

ПУГАЛО ПУГАЛО ВОРОН

говорится не о двух пугалах и одной птице, а все о том же единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

Приведенные примеры объясняют, почему у некоторых детей не получается понимать прочитанное, даже если они знают все буквы и уже легко складывают их в звуки. Перелистайте любую детскую книжку, и вы обнаружите, что без стойкого навыка чтения понять ее текст ребенку очень сложно, даже невозможно. Наибольшую трудность для понимания представляют собой короткие слова с измененными безударными огласовками, например ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО и т.п. Дети просто не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО . Длинные слова, такие как ОДЕЯЛО, ПИАНИНО, КОРОЛЕВА узнаются детьми гораздо легче, хоть и требуют большей концентрации внимания.

— Бочка-роза-дама, — задаем мы устное задание ребенку.

— БО-РО-ДА, — решает он его на слух и не может понять получившееся слово, потому что в жизни оно звучит как БА-РА-ДА .

— Голубь-роза-дама, — продолжаем мы задание.

— ГО-РО-ДА, — расшифровывает ребенок, и не может понять слово во множественном числе.

— Повар-роза-дама.

— ПО-РО-ДА, — и опять не узнает, но не потому, что не знает про разные породы кошек и собак, а потому что не догадался переставить в слове ударение.

Именно эту задачу — тренинг концентрации внимания и постановки ударения — решает "Ребус-метод" еще до того, как ребенок ознакомится с буквами.

Комментировать статью "Ребус-метод и его место в процессе обучения чтению "

Лев! Мне интересна Ваша методика. Даже, думаю, использовала бы что-то на украинском. Но большинство деток, с которыми я работаю - отстают в развитии. Прочитала, что Вы оговариваете, что не всем по силам, и даже бывает, что потом дети "укорачивают" слова в реальном разговоре. У нас было пособие для скорочтения Эдигея, которое давало такой же эффект - после чтения "перепутанных" слов дети обычный текст читали "перепутанно".
Я бы такой подход с осторожностью применила к слабо подготовленным детям, а вот уже начавшим читать - дала бы как полезное развлекательное упражнение. Я еще применяю "окошки", для работы с таблицей складов (систематизация по гласным, как вторая таблица Зайцева), когда мы придумываем сказку с героями на определенные склады (вырезаю квадратное окошко в силуэте паровозика или домика, или робота и ловлю окошком склады).

16.02.2010 02:08:31,

Всего 5 сообщений .

Еще по теме "Как научить ребенка читать и понимать прочитанное?":

Как научить ребенка читать? Может есть какие программы или методы... я не педагог) но к школе подготовиться хочется) В детском саду кроме Еще тогда была куча всяких развивающих комп игр. И чтобы играть, задания там надо читать, как ни странно. И понимать прочитанное.

В Китае, в Корее и в Японии для обучения детей чтению используется слоговая азбука Называется она « Ребус - метод ». В этой методике на начальном этапе обучения ребенку Но в процессе этой игры у ребенка развиваются внимание, необходимое для настоящего чтения...

Девочки, подскажите,плиз, какие есть способы научить ребенка читать? Я учила читать по букварю Жуковой, легко и доступно, и ребенок легко воспринимает и понимает. До этого пробовали другие методы, но мне если честно они не очень по душе пришлись, мороки много, а...

Раздел: Образование, развитие (как научить ребенка пересказывать прочитанное 1 класс). только практикой. а чтобы это прошло гладко-незаметно: отслеживайте, что ребенок читает, и почаще расспрашшивайте, что прочитал. по дороге в школу например. а заодно...

Когда я ему читаю с пониманием проблем нет. Что это- какая-то незрелость или что? Девочки, кто знает, как научить ребёнка понимать прочитанное? Мой все понимает и читать любит. Ну когда он в библиотеке выбирает себе книжку может понять будет он ее понимать или нет.

буквы понимаем и знаем, нам 4 года. Попробуйте молча - не произнося вслух - дать ребенку составить слово из 2 слогов (например, ка и ша), потом не прочесть, а сказать как научить сливать буквы в слоги? Мои дети занимаются у Бахтиной, автора самого популярного букваря...

Чтобы выразительно читать, надо понимать, что ты хочешь выразить! Обсудить все нюансы настроения и идей стиха, как они меняются по строфам или строкам Главное, чтобы ребенок понимал прочитанное, а с какой скоростью - это второй вопрос. Как научить ребенка читать?

Как учить читать?. -- посиделки. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение Я понимаю, что я не профессионал, все равно будем ходить на какие нибудь курсы..но мне чет так захотелось с ними позаниматься чемнить полезным, а не получается.

Может читать только вслух. как научить читать "про себя"? я ему сказала- проговаривай вначале про себя, потом говори, что получится- он не понимает, как это. я ему говорю- ну как бы тихим шепотом. в итоге получилось так, что я сама испугалась- если он читает про себя, то мне...

как научить читать?. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Ей 3г, буквы знает все! А что дальше? Я ей например в книжке, или сама пишу слоги и читаю: МА-МА ПА-ПА СА-ША.

Новый (точнее, старый - суд опять) способ борьбы с узостью и зашоренностью педагогов... Если бы мальчик захотел написать письмо, скажем, Братцу Кролику или там Хомеру Симспону и ему не разрешили, стоило бы устроить учителям такой же силы разгон...

Ребус - метод и его место в процессе обучения чтению. Ребус - метод обучения малышей чтению основывается на концентрации внимания, звуковом К- рыба -шарик люстра-К солнце-К солнце-Н ножницы-С заяц-Л повар-Л молния-ЛЬ солнце-ЛЬ...

Пытаемся научится читать. . Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. А еще у меня лежит ксерокс " Ребус - метода " обучения слоговому чтению.

Существует множество различных методик, игр, упражнений по обучению чтению. Ребус - это загадка в котором зашифровано слово, зашифрованы с помощью картинок, букв, знаков. Ребусы - это игра, которая тоже поможет приобрести вам этот полезный навык - чтение.

"Ребус-метод" - это, прежде всего, игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип нашей игры, необходимо все указанные нами задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

Наша игра имеет всего два правила. Первое правило - как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС, а именно первый склад МА). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом. Второе правило - как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

За несколько минут научиться читать, еще даже не зная букв, практически совсем без учебы. Ну, пусть еще читать не целые рассказы, и даже не предложения, а хотя бы просто отдельные слова. Ну, пусть еще даже не с помощью букв, которые так трудны для ребенка, а пока лишь с помощью слоговых пиктограмм, как читали древние шумеры. До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь - буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения, - все то, что предлагают другие учебники. Но с нашей книжкой малыш уже с первого занятия будет учиться в чтении самому интересному и главному: понимать смысл прочитанного.

В игре используется два основным принципа. Первый подразумевает выделение первого слога в произнесенном слове. Слово произносится по слогам, четко и громко. Где ставится ударение, дети четырехлетнего возраста разбираются. Необходимо привести несколько таких слов-примеров для хорошего усвоения техники чтения. Затем необходимо использовать второй принцип. Этот принцип и дал название всему методу - «ребус».

Несколько слов нужно произнести в определенном порядке, чтобы окончания одного слова и начало другого, то есть первые и последние слоги рядом стоящих слов, образовали третье, новое слово. Малыш должен внимательно слушать произнесенное вами и уметь выделять те слова, которые он слышит. Далее, когда будут пройдены первые этапы освоения этой техники, можно начать читать малышу стихотворения.

Подбирайте увлекательные, интересующие его тематики. Например, о зверушках, игрушках. При таком способе обучения не придется наглядно показывать, на какие же слоги разбито слово, из каких частей оно состоит. Просто слуховое восприятие дает возможность уловить новые произнесенные слова. Не потребуется даже демонстрировать картинки и рисунки.

Экспериментируйте, ваш ребенок обязательно порадует вас своими первыми и последующими успехами.

Смотрите на этом сайте

  • Говорящие книги (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)
  • Онлайн игра

Ребус-метод Льва Штернберга. Родительский опыт.

Вот как, оказывается, легко можно научить ребенка читать!

Все предыдущие страницы этой главы написаны до того, как я познакомился с Львом Владимировичем Штернбергом и его ребус-методом. Это знакомство не то, чтобы уж совсем перевернуло мое представление об обучении чтению, — однако же обогатило его многократно.

Ребус-метод — это настолько простой, изящный и (вроде бы) очевидный метод, что кажется совершенно невероятным, что он изобретен лишь совсем недавно. В рекламных целях иногда утверждается, что с его помощью ребенка можно научить читать за несколько минут. Это, конечно, весьма сильное преувеличение, если под умением читать подразумевать умение пользоваться книгами. Однако в некотором смысле это действительно так. Судите сами.

Для начала я затеваю с ребенком нехитрую устную игру по «обрубанию» слов.

— Послушай-ка, — говорю я. — Вот как я умею:

ЛОЖКА — ЛО...
KOШКА — КО...
МЯЧИК — МЯ...
ЧАЙНИК — ЧА...

Постепенно я вовлекаю ребенка в эту игру и добиваюсь того, чтобы он, слыша произнесенное мною слово, возвращал мне его «обрубок»:

— РУЧКА.

— РУ...

— ПАЛЬМА.

— ПА...

— НОЖНИЦЫ.

— НО...

(Надо отметить, что во всех словах, которые я предлагаю ребенку, ударение непременно падает на первый слог. Это сильно облегчает ребенку задачу и избавляет нас от путаницы с гласными, которые в безударных слогах часто произносятся не так, как пишутся.) Затем я усложняю правила, и мы начинаем играть с двумя словами одновременно:

— ТУФЛИ, ЧАЙНИК.

— ТУ... ЧА...

— КАКТУС, ШАРИК

— КА... ША...

— НОЖНИЦЫ, ГИРЯ

— НО... ГИ...

— ГОЛУБЬ, РЫБА

— ГО... РЫ...

Точно так же, игру можно продолжить и с тройками слов:

— ЛОЖКА, ПАЛЬМА, ТАПКИ.

— ЛО... ПА... ТА...

— КОШКА, ЛЕЙКА, СОЛНЦЕ.

— КО... ЛЕ... СО...

А теперь — пусть ребенок поиграет в эту игру сам с собой. Для этого я показываю ему подсказки в виде картинок (пиктограмм). Например, ребенок видит

и произносит:

— КОШКА, НИТКИ — КО-НИ.

А при виде


он говорит:

— ДЫНЯ, РАК — ДЫ-РА.

(Возможно, поначалу надо будет ребенку помогать, указывая на картинки пальцем.) Вот еще несколько примеров:


— ГАЛСТУК, ЗЕБРА, ТАПКИ — ГА-ЗЕ-ТА.


— ЛАМПА, ДОМ, НИТКИ — ЛА-ДО-НИ.


— БУСЫ, РАК, ТИГР, НОЖНИЦЫ — БУ-РА-ТИ-НО.


— ОБЛАКО, ДЕВОЧКА, ЯЩИК, ЛОЖКА — О-ДЕ-Я-ЛО.

Получается, что ребенок, глядя на последовательность символов, произносит закодированные в них слова. Что же это, как не чтение?

Итак, мы едва приступили к учебе — а ребенок уже в состоянии кое-что прочесть. Мы сразу взяли быка за рога, и нам остается только совершенствоваться. Постепенно отпадает необходимость произносить полные названия предметов, изображенных на картинках — достаточно ограничиться одними лишь «обрубками»:



Пока в нашем репертуаре только такие слова, которые я про себя называю «японскими», потому что они составлены только из простейших открытых слогов, оканчивающихся на гласную. Надо очень постараться, чтобы составить из подобных слов связный текст, хотя и это, конечно, возможно. Вот пример (предложенный Львом Штернбергом):

Даша и Каша

Наша Даша ела кашу.
Еле-еле ела Даша.
Каша Даше надоела.
Даша кашу не доела.

Теперь дело затем, чтобы постепенно обогащать наш репертуар. Для этого нам понадобятся буквы. Но зубрить их не придется. Поначалу они появляются в конце длинных слов:



Эти слова ребенок угадывает по первым слогам и, таким образом, узнает, как надо читать незнакомую букву. После этого ее можно поставить в начало или в середину слова:



Точно так же происходит знакомство с мягким знаком:





Когда ребенок осваивает подобным образом все согласные буквы и мягкий знак, он, чисто теоретически, может самостоятельно прочитать любой текст — достаточно лишь записать в виде картинок все гласные буквы, а также все пары букв «согласная-гласная». Однако, на практике, мы сталкиваемся с тем, что далеко не всякую такую пару можно легко закодировать картинкой, поскольку в русском языке просто нет подходящих слов, начинающихся на данное буквосочетание. Сюда относятся не только всякие экзотические слоги, вроде ФЭ и БЁ, но и довольно распространенные ХУ, ЖО и СЯ. Из этого положения есть два возможных выхода. Во-первых, вовсе необязательно на этом этапе давать читать ребенку любые тексты. Ведь можно ограничиться лишь такими, в которых подобного рода трудности не встречаются. Во-вторых, мы можем оставить некодирующиеся слоги в виде букв и просто подсказывать ребенку, как они читаются, по мере надобности.

Следующая наша задача — постепенно, одну за другой, заменить картинки на буквы. Делается это, например, так:

Написав вместо картинки буквы, мы оставляем в поле зрения ребенка подсказку, по которой он может легко догадаться, как надо читать незнакомое буквосочетание. Тут важно отметить, что пара букв «согласная-гласная» воспринимается ребенком фактически как единый неделимый символ (подобно тому, как мы воспринимаем русскую букву «Ы», состоящую из двух отдельных знаков). Ребенку не приходится учиться сливать отдельные буквы в слоги, как того требуют традиционные методики. Вместе с тем он избавлен от необходимости тупо зазубривать двести с лишним складов, как это делают те, кто обучается по кубикам Зайцева. Всё, что составляет главные трудности других методик, в ребус-методе просто-напросто отсутствует.

После того, как ребенок полностью переходит от картинок к буквам, он, собственно, уже умеет почти полноценно читать по складам. Разве что мы еще должны рассказать ему про строчные и прописные буквы, про твердый знак и про то, как читаются некодируемые картинками слоги, вроде ФЭ и СЯ (если, конечно, мы не сделали этого раньше). Но к этому времени он уже обладает достаточно богатым опытом чтения, так что усвоение этой информации не может вызвать у него каких-либо затруднений.

Такова вкратце суть ребус-метода. Однако, при всех его достоинствах у него есть один серьезный недостаток (который, будем надеяться, носит временный характер): этот метод распространен значительно меньше, чем того заслуживает. Это значит, что с методическими пособиями и прочими наработками дела обстоят, прямо скажем, не густо. В настоящее время (лето 2014 года) полный список пособий состоит из двух позиций:

1. Лев Штернберг. Ребус-метод. Начальное обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм. Рабочая тетрадь. Издательство Штернберг, Санкт-Петербург, 2009.

Из аннотации: «Тетрадь содержит более 300 слов различного уровня сложности, которые многократно повторяются как в пиктографическом, так и в буквенном написании. <...> В тетради также содержится много упражнений для рисования, черчения, письма».

Из предисловия: Рабочая тетрадь «содержит только отдельные слова-существительные, отсутствуют словосочетания и предложения. Все слова <...> записаны только большими печатными буквами. Это значит, что <...> ребенок обязан еще продолжить обучение с использованием прочих методик».

Из моих собственных впечатлений: Прекрасный, добротный материал, с которого очень хорошо начинать обучение чтению. К сожалению, как справедливо отмечено в предисловии, этого материала мало — его недостаточно для полноценного освоения чтения.

2. Лев Штернберг. Карточки-слова «Ребус-метод»

Из аннотации: «Комплект содержит 456 карточек. С одной стороны каждой карточки слово написано слоговыми пиктограммами, в виде ребуса, а с другой стороны — буквами. Это сочетание позволяет проводить с карточками множество разных игр для заучивания букв и развития скорости чтения».

Из моих собственных впечатлений: Тут можно найти еще больше разнообразных слов, дополняющих «Рабочую тетрадь», но этого всё равно мало.

Вот, собственно, и всё. А хорошо бы еще иметь рабочую тетрадь с короткими предложениями и текстами, в которой был бы реализован постепенный переход от картинок к буквам, а еще лучше — компьютерную программу, которая позволила бы каждому из нас создавать произвольные материалы для ребус-метода по собственному вкусу и усмотрению.

Картинки на этой странице взяты из упомянутых пособий Льва Штернберга и опубликованы с любезного разрешения автора.

Смотрите так же: -

Решением экспертного совета Комитета по образованию С.-Петербурга от 25 декабря 2009 года "Ребус-метод - обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм" допущен к применению в начальной школе как дополнительная обучающая методика.

Ребус-метод позволяет проводить занятия с уже читающими и с еще не читающими детьми одновременно в одной группе. Особенности метода - возможность устной игры, полностью имитирующей все механизмы чтения. Принцип чтения понимается детьми за считанные минуты. Необычайно увлекательно для детей, очень удобно для учителя, абсолютно понятно родителям.

Это абсолютно новое дидактическое решение средствами игры. И новый взгляд на теорию речевых звуков.

и его место в процессе обучения чтению


Каждый четырехлетний ребенок мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет и на упаковках с игрушками - письменная речь окружает ребенка везде, она такие желанная и, увы, такая непонятная! Малыш с энтузиазмом откликается на предложение взрослого поучиться чтению, но!.. Но тут его поджидает "засада".

Оказывается, прежде чем хоть что-нибудь прочитать, нужно долгое-долгое время учить буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель, месяцев, а читать так и не получается! Хорошо еще, если учитель попался веселый, может поиграть в разные игры и умеет рассказать смешную историю "из жизни букв". Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестает быть до зевоты скучным. Вот если можно было бы - раз, и уже научился! раз, и уже прочитал! раз, и даже сам понял прочитанное слово! Мечта младенца!

Именно эту мечту ребенка воплощает наш Ребус-метод. За несколько минут научиться читать, еще даже не зная букв, практически совсем без учебы. Ну пусть еще читать не целые рассказы, и даже не предложения, а хотя бы просто отдельные слова. Ну пусть еще даже не с помощью букв, которые так трудны для ребенка, а пока лишь с помощью слоговых пиктограмм, как читали древние шумеры. До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь - буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения, - все то, что предлагают другие учебники. Но с нашей книжкой малыш уже с первого занятия будет учиться в чтении самому интересному и главному: ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ПРОЧИТАННОГО.

Всего два правила


"Ребус-метод" - это прежде всего игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип нашей игры, необходимо все указанные нами задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

Наша игра имеет всего два правила. Первое правило - как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС , а именно первый склад МА ). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом. Второе правило - как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты - продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

маска - МА
пальма - ПА
мышка - МЫ
шишка - ШИ
кошка - КО
ложка - …

… - ЛО
мячик - МЯ
чайник - ЧА
ветка - ВЕ
сетка - …
ручка - РУ
Жучка - …

Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

Коля - КО
Оля - О
Маша - МА
Даша - ДА
Петя - ПЕ
Федя - ФЕ
Ира - И
Кира - КИ
и т.п.

(имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку). Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок , мИшок ).

Как только ребенок понял правило маска - МА и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:

маска-маска - МА-МА
пальма-пальма - ПА-ПА
туфли-чайник - ТУ-ЧА
курица-чайник - КУ-…
маска-шарик - МА-…
кактус-шарик - …

Два слова - это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:

маска-шишка-наволочка - МА -…-…
маска-листик-наволочка - МА -…-…
бусы-маска-галстук - БУ -…-…
галстук-зебра-тапки - …

Как правило, дети 4-5 лет достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:

бусы-рак-тигр-ножницы - …
письма-рак-мишка-дама - …
облако-девочка-ящик-ложка - …
курица-курица-ручка-заяц - …

Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются "угадать" конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений:


При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения. Необходимо своевременно и неоднократно указать детям направление чтения. Без подсказки взрослого дети пытаются называть элементы справа налево, и сбиваются к этому с удивительным постоянством.

Именно к таким простейшим действиям сводится роль учителя в нашей методике. Никаких сложных объяснений, никаких долгих подготовительных этапов, никаких многосерийных ролевых сюжетов, применяемых сегодня педагогами с единственной целью развлечь скучающего на занятии ребенка, сделать занятие забавным. В "Ребус-методе" дети достаточно увлечены самим процессом чтения, и процесс этот детям нравится.

Конечно же, не все дети одинаково успешны в обучении. Если учитель ведет занятие с целой группой детей, то наиболее сообразительные и активные ученики становятся "образцом" для отстающего ребенка: делай, как они, догони их, опереди их, соревнуйся с ними. Если же взрослый занимается лишь с одним ребенком, и тот вдруг не понял правила игры - что ж, всегда можно остановиться и отложить до следующего раза. Очень может быть, данный ребенок еще слишком мал для подобных упражнений, еще не понимает, что такое начало слова и чего вообще хочет от него добиться этот взрослый. Мы категорически не советуем заниматься подобными играми с детьми, чьи речевые навыки и понятия еще не устоялись. Так, например, трехлетние дети способны всерьез перенести правила укорачивания слов в бытовое общение и спровоцировать этим искусственную задержку речевого развития. Если же ребенку для овладения "Ребус-методом" еще не хватает памяти, внимания, абстрактного мышления, и, если хотите, чувства юмора - это может наблюдаться и в четыре, и в пять, и даже в шесть лет, - то с этим ребенком просто рано заниматься чтением, слогово-пиктографическим или тем более фонемно-буквенным. "Ребус-метод" является однов-ременно и хорошим тренирующим, и точным тестирующим упражнением.

Устные ребус-примеры

Устные ребусы потрясающе развивают чувство ритма у ребенка, его внимание и концентрацию.

Взрослых это тоже развлекает, решать такие ребусы на слух. Для устной игры мы приводим ниже примеры ребусов.

САМЫЕ ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ - ИЗ ДВУХ СЛОВ


маска-маска - МА-МА
пальма-пальма - ПА-ПА
туфли-чайник - ТУ-...
курица-чайник - ...
кактус-шарик -
санки-шарик -
ящик-маска -
дятел-дятел
лук-наволочка
ручка-кактус
листик-санки
письма-лампа
шишка-наволочка
юбка-лампа
кисточка-ножницы
вишни-ножницы
робот-заяц
ванна-заяц


ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА - МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО


девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки
девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки


ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ ИЗ ТРЕХ СЛОВ


маска-шишка-наволочка
маска- листик-наволочка
аист-курица-лампа
бусы-маска-галстук
галстук-зебра-тапки
рак-кепка-тапки
гиря-тапки-рак
пальма-на волочка-маска
кактус-репка-тапки
рак-д уш-галстук
заяц-нож ницы-заяц
заяц-рак-заяц

рак-бочка-тапки
тигр-шишка-наволочка
аист-курица-лыжи
галстук-зебра-тыква
гиря-тапки-рыба
рак-кепка-тыква
письма-рак-тыква
лампа-домик-нитки
галстук -ложка-шишка
пальма -кепка-тыква
письма -жаба-маска
лук-жаба
утка-тюбик-гиря

рыба-банка-кит
пальма-утка-кит
кактус-череп-листик
череп-тыква-репка
утка-зонтик-рыба
пальма-ручка-санки
утка-робот-кит
маска-лыжи-шишка
курица-лампа-кит
робот-листик-кит


РЕБУСЫ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ


аист-наволочка-наволочка-сыр
пальма-утка-тигр-наволочка
бусы-рак-тигр-ножницы
гусь-сердце-нитки-царь
курица-курица-ручка-заяц
банка-тапки-репка-ящик
письма-аист-нитки-ножницы
облако-девочка-ящик-ложка
санки-море-ваза-рыба

РЕБУСЫ С БЕЗУДАРНЫМИ О, Е, Я


Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

солнце-банка-кактус
солнце-банка-кисточка
дом-робот-галстук
дом-робот-гиря
ножницы-галстук
облако-зебра-робот
кошка-маска-рыба
голубь-рак
наволочка-чайник-ложка
мышка-ложка
ложка-пальма-тапки
ложка-пальма-тыква
облако-санки
кошка-заяц
письма-робот-гиря
робот-галстук
кошка-робот-наволочка
кошка-робот-ваза
кошка-санки
солнце-робот-кактус
солнце-робот-кит
голубь-ложка-санки
голубь-ложка-ваза
бочка-робот-дама
повар-ложка-санки
молния-ложка-кошка
повар-голубь-дама
волк-робот-тапки
зонтик-ложка-торт
голубь-робот-дама
волк-ложка-сыр
бочка-ложка-торт
волк-робот-наволочка
тетерев-ложка
тетерев-лейка-галстук
лейка-белка-диск
мячик-солнце
перец-робот
пушка-галстук-ложка
дерево-вишни-царь
солнце-ваза
ель-дама
кошка-лейка-солнце
кошка-лейка-ножницы
репка-кактус


РЕБУСЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ СОГЛАСНЫМИ БУКВАМИ


Согласные буквы в этих устных ребусах произносятся не как названия букв (Бэ, эМ, Ка и т.п.), а как реальные короткие звуки. Наиболее легко дети понимают смысл в длинных ребусах.

Аист-наволочка-наволочка-С
санки-молния-ванна-Р
молния-ложка-тортик-К
пальма-робот-волк-З
шорты-кошка-ламмпа-Д
облако-гусь-репка-Ц
повар-мишка-домик-Р
повар-пушка-галстук-Й
волк-робот-белка-Й
муха-рак-веник-Й
листик-молния-Н
банка-наволочка-Н
банка-рак-Н
банка-рак-банка-Н
Г-ручка-шарик
Г-лампа-заяц
К-нитки-галстук
К-рыба-шарик
люстра-К
солнце-К
солнце-Н
ножницы-С
заяц-Л
повар-Л
молния-ЛЬ
солнце-ЛЬ
ручка-ЛЬ
девочка-НЬ
месяц-Д-веник-ДЬ
З-веник-З-дама


В принципе, любой родитель может придумать свои ребусы. Лишь одно нужно не забывать: Каждое слово-картинка должно начинаться с ударения: кОшка , но не котЁнок . Потому что в слове "котёнок" первое О звучит как А , и любой малыш скажет КА вместо КО .

Ударение

Главная задача чтения - понять смысл прочитанных слов. Попробуем на нескольких примерах пояснить нашему взрослому читателю, что именно, кроме букв, мешает ребенку понимать смысл.

Возьмем простое слово

МАШИНА .

Смысл данного слова действительно прост для понимания: некий агрегат, механизм, может быть на колесах.
Но вот мы пишем это слово дважды и просим прочитать вслух:

МАШИНА МАШИНА

После короткой заминки взрослые приходят к выводу, что речь идет не о двух агрегатах, а лишь об одном, который принадлежит какой-то Маше. Для детей такое умозаключение без определенного навыка почти невозможно. Ребенок затрудняется создать множество различных вариантов ударения, он еще не умеет свободно импровизировать в ритмике речи. Два простейших слова оказываются ребенком при прочтении не понятыми.
И уж совершенно исключено, чтобы малыш понял ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, несмотря на кажущуюся простоту их прочтения:

ЭТА МАШИНА МАШИНА
ЭТО МАШИНА МАШИНА

Изменение при письме лишь одной буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. К тому же слова ЭТО и ЭТА в устной речи произносятся совсем одинаково.

Другой пример, два слова:

ПУГАЛО, ВОРОН

Понятно, что речь идет о каком-то одном пугале и об одной черной птице. Но в предложении

ПУГАЛО ПУГАЛО ВОРОН

Говорится не о двух пугалах и одной птице, а все о том же единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

Приведенные примеры объясняют, почему у некоторых детей не получается понимать прочитанное, даже если они знают все буквы и уже легко складывают их в звуки. Перелистайте любую детскую книжку, и вы обнаружите, что без стойкого навыка чтения понять ее текст ребенку очень сложно, даже невозможно. Наибольшую трудность для понимания представляют собой короткие слова с измененными безударными огласовками, например ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО и т.п. Дети просто не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО

Главными целями обучения языкам в учреждении образования является формирование коммуникативной, языковой, социокультурной компетенций. Коммуникативная компетенция формируется в процессе овладения обучающимися навыкам аудирования, чтения, говорения и письма, умения отвечать на вопросы, вести диалог. Отработка навыков чтения проводится в комплексе с развитием других видов речевой деятельности.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью

Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуется определенными особенностями у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Выработка навыка чтения включает несколько последовательных этапов:

  • Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.
  • Наиболее сложным моментом в овладении навыком чтения является слияние звуков в слове.
  • Сначала читают слоги-слова (ау-уа), обратные слоги (ам, ум), затем прямые открытые слоги (ма, му).

“Ребус-метод”

Для того, чтобы в полной мере был реализован принцип этого метода, необходимо все указанные задания выполнять обязательно вслух, громко и чётко.

Правила метода:

Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове ложка не первую букву л и не первый слог лож, а именно первый склад ло).

Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

ЧАЙНИК-ЧА

Надо отметить, что во всех словах, которые предлагаются ребенку, ударение непременно должно падать на первый слог. Это сильно облегчает ребенку задачу и избавляет от путаницы с гласными, которые в безударных слогах часто произносятся не так, как пишутся.

Как показывает практика, детям очень нравится играть с именами:

Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Мы начинаем играть с двумя словами одновременно:

НОЖНИЦЫ, ГИРЯ- НО… ГИ…

ГОЛУБЬ, РЫБА- ГО… РЫ…

На этом этапе мы уже замечаем, что дети с особенностями психофизического развития начинают часто ошибаться, забывая исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются «угадать» конечное слово.

Используем наглядность:

КОШКА, НИТКИ- КО-НИ

Обращаем внимание на то, что предметы необходимо называть слева направо. Часто ребёнку поначалу нужно помогать, указывая на картинки пальцем.

Получается, что ребенок, глядя на последовательность символов, произносит закодированные в них слова. Именно так происходит освоение слоговых структур.

Постепенно отпадает необходимость произносить полные названия предметов, изображенных на картинках - достаточно ограничиться одними лишь складами:

Именно такие простейшие действия учителя помогают детям быстро научиться читать. «Ребус-метод» увлекает самим процессом чтения и практика показывает, что этот процесс детям нравится. Необходимо отметить, что «ребус -метод» также является одновременно и хорошим тренирующим, и точным тестирующим упражнением.

В ходе проблемно-ориентированного анализа исходного и конечного результатов навыка чтения можно утверждать, что «ребус -метод» даёт быстрый и положительный результат.