«Мягкий знак (ь) на конце имён существительных».

10.02.2016 1388 247 Нурсуитова ЗамзагульАмангельдиновна

Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных».
Цель: выявление грамматической функции мягкого знака путём исследовательской работы учащихся.
Задачи: - формировать умения различать слова мужского женского рода;
-способствовать обучению учащихся умению анализировать, группировать, обосновывать логику доказательства;
-воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения, работать индивидуально и коллективно.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический, исследовательский.
Ход урока:
Ι.Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-С каким настроением вы пришли сегодня на урок? (учащиеся выбирают смайлик).
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать? (Дети вспоминают правила «рабочего» человека)
ΙΙ.Оформление тетради. Запись числа.
ΙΙΙ.Минутка чистописания.
Буква «Р» перевернулась,
…знаком обернулась.
Эта буква - хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
ь ч ьь ш ььь щ ьььь ж
Полька, долька, пулька, калька,
Колья, перья, обезьянка,
Мягкий знак всегда с вопросом,
Кто не учил остался с носом.
- Что вы знаете о букве, написанной на первой строчке? Пропишите её, соблюдая последовательность. Прочитайте рифмовку.
-Что вы можете сказать о словах на второй и третьей строчках? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
- Как вы понимаете выражение остался с носом?
ΙѴ. Обобщение знаний о мягком знаке.
Хорошую речь, хорошо и слушать.
Ученье- свет, а неученье - тьма.
-Что общего в этих пословицах?
-А что это за буква мягкий знак? Назовите имена существительные.
-Назовите различия в нахождении ь и его роли заметили? Давайте посмотрим на доску и вспомним всё, что вы знаете о мягком знаке.
Знаю Хочу знать Узнал новое
Ѵ. Повторение знаний об имени существительном.
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи?
ѴΙ. Создание проблемной ситуации.
- Сегодня мы постараемся выяснить, что мы ещё знаем об имени существительном.
-Почему в слове ночь - мягкий знак пишется, а в слове ключ- мягкий знак не пишется? Попробуем ответить на этот вопрос самостоятельно.
ѴΙΙ. Сообщение темы и цели урока.
-Прочитайте слова на доске: вещь, марш, ночь, ключ, карандаш, мышь, уж, лещ, дочь, молодёжь.
-Что вы можете сказать об этих словах?
-Что общего в звучании данных слов?
- Почему в написании слов вещь есть ь, а в записи слов ключ ь нет?
-Так в чём проблема?
-Делаем сравнение, находим сходство. В чём различие? Ваши предположения?
- Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужско рода.
-Что вы заметили в записи имён существительных?
ѴΙΙΙ. Физминутка.
Потрудились - отдохнём,
Нужно, без сомненья.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
ΙX. Сказка о мягком знаке.
Жила- была в алфавитном саду очень странная буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву- Мягкий знак. Со многими буквами Мягкий знак очень дружил, по этому решил, что может занять место и после шипящих. Подошел Мягкий знак к существительным женского рода и вежливо так сказал:
«Моя ночь, вещь и рожь,
Моя дочь, печь, брошь,
Мои дорогие, красивые,
Вам нужна моя помощь,
Любимые!
Растрогались добрые существительные женского рода с буквами ч, щ, ж, ш в конце слова и согласились дружить с Мягким знаком.
Обрадовался Мягкий знак побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие буквы и закричал:
«Мой товарищ, врач, скрипач,
Ключ, гараж, кумач и грач!
Хочу я с вами поиграть,
Хочу в конце у вас стоять!
Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера. Они сказали Мягкому знаку: «Пожалуйста, никогда, слышишь, не приставай к нам!»
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодежь.
Если род мужской у слова –
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач!
X. Работа с учебником.
Работа над правилом.
- Где ещё мы можем узнать нужную нам информацию? (в учебнике)
-Прочитайте правило в учебнике. Верны ли наши предположения?
-Какую же ещё работу выполняет ь знак в русском языке?
Стр.63 упр.174
XΙ. Составление памятки.
-Читаю или произношу слово.
-Определяю часть речи.
-Внимательно слушаю звуки на конце слова.
-Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
-Если существительное мужского рода, то ь не пишу.
- Если существительного женского рода, то ь пишу.
- Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу ь.
XΙΙ. Замени одним словом. (устно)
Она бывает устной и письменной…
Он бывает тупой и острый (на кухне)…
Верный преданный друг…
Правда лучше, чем …
Вкусный, свекольный, наваристый…
Чёрная птица, вестник наступающей весны …
Предмет, на котором ездил Емеля …
Маленький ребёнок …
Добыча охотника. ..
Середина ночи …
Горчица оставляет во рту ….
Морской, речной бывает он…
XΙΙΙ. Работа в группах.
1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий.
Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-…
овощной-…, дрожать-…,плакать-…
2.Вставь подходящие имена существительные с
основой на шипящий.
1) Какова мать, такова и ….2) Здоровому и …. не нужен.3)Какова голова, такова и …. 4)И … в свою норку тащит корку. 5) Когда … поспела, берись за дело.
Слова для справок: доч(?), врач(?), рож(?), реч(?),мыш(?)
3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):
по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
XΙѴ. Рефлексия.
-Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
- А были ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Проверим ваше настроение в конце урока(учащиеся выбирают смайлик)
Продолжите мои предложения:
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось..
- Я научился…
-Молодцы! Спасибо за урок!
XѴ. Домашнее задание.
1 уровень: придумать свою сказку о приключениях Мягкого знака.
2 уровень: стр. 64 упр. 176
3 уровень: придумать 5 существительных с шипящими на конце мужского рода и 5 существительных с шипящими на конце женского рода.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Тема:

« Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих »

Хохлова Ирина Борисовна,

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №166 г.Новоалтайска Алтайского края»

Новоалтайск 2010

УМК «Гармония» 3 класс

Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

    Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

    Формировать умения различать слова мужского и женского рода;

    Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

    Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.

Литература:

Бакулина г.А. интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.

Соловейчик М.С. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007

Программно- методические материалы. Русский язык. Соловейчик.М.С., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007

Аннотация:

В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского рода.

Структура урока

1.Психологический настрой учащихся. Организационный момент.

Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека)

2.Актуализация знаний учащихся.

Словарно – орфографическая работа.

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

На доске записаны слова: в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л….

Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)

Назовите глагол. (Вернуть )

Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель )

Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)

Что ещё знаете о существительном? (Имена существительные изменяются по числам и имеют род)

Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель- мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак. )

Запишите слова в три столбика. Допишите в каждый столбик самостоятельно по два слова.

- Проверим правильность выполнения работы.

3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ

- Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)

Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)

Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) (?)

Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?)

Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих )

Сформулируйте учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих)

А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике)

Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.

Давайте, выполним письменный морфологический разбор данных слов. (Выполнение детьми в тетрадях, двое учащихся у доски разбирают по одному слову: рожь и нож )

Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)

В чём различие? (Разный род имён существительных)

Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода).

Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети записывают: ж.р . м.р.

рожь нож

глушь камыш

ночь врач

вещь плащ

Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)

5. Физминутка.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

6. Первичное закрепление. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.

Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.

Прочитайте правило в учебнике Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).

Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).

Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми)

1.Читаю или произношу слово.

2. Определяю часть речи.

3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.

4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

Если существительное женского рода, то Ь пишу.

6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.

Словарно – логические упражнения:

Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.

    Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

    Футбольное соревнование (Матч)

    Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

    Без него не откроешь замок (Ключ)

    Его надевают в дождь (Плащ)

    Маленький ребёнок (Малыш)

    Добыча охотника. ( Дичь )

    Середина ночи. ( Полночь )

    Все предметы для запряжки лошадей. ( Упряжь )

    Тихая безветренная погода. ( Тишь )

    Мелкие деньги. ( Мелочь )

Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

на, веселилась, площадке, молодёж(?).

плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

7.Итог урока. Рефлексия .

Формирование умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Мы с вами хорошо потрудились.

Понравился ли вам урок?

Что нового узнали сегодня на уроке?

Какие задания вы выполняли с удовольствием?

А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

На следующем уроке мы…

Молодцы! Спасибо за урок.

Данная разработка урока знакомит учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;

на этом уроке необходимо закрепить знания по теме “Имя существительное”;

совершенствовать умения распознавать существительные по родам;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

«Написание ь знака на конце существительных после шипящих»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ СОШ№8 с Русского

Сергачева А.П.

26.02.2014уч.г.

Предмет: Русский язык, 3 класс

Тема урока «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»

Цели урока:

Образовательная

знакомство учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;

закрепление знаний по теме “Имя существительное”;

совершенствование умения распознавать существительные по родам;

формирование умения применять на практике полученные знания;

Развивающая

развивать орфографическую зоркость, речевые умения;

развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;

Воспитательная

воспитание интереса к русскому языку;

воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету;

воспитание читательской активности;

Задачи урока:

Углубить знания и представления учащихся об имени существительном, о написании мягкого знака.

Познакомить учащихся с правилом написании ь знака после шипящих в именах существительных.

Продолжить работу над умением работать с текстами.

Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.

Дидактический материал

электронная презентация “Знакомство с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных”

карточки с учебными заданиями, литературными текстами, таблички для оформления доски.

Ход урока

1 . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Итак, ребята у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Повернитесь, поздоровайтесь.

– Посмотрите-ка, ребята, к вам на урок русского языка пожаловал герой мультфильма “Вовка с тридесятого царства”. Он считает, что “всё-то он может, всё-то он знает, всё-то у него получается”, потому что в сказках ведь всё делается “по щучьему велению”. Верите ли вы, что в жизни, так же как и в сказке можно надеяться на чудо? Верите ли вы, что Вовка может измениться и делать всё и самостоятельно, и качественно?

– Проверим наши предположения (видео)

– Вовка своими руками сделал новое корыто для старухи! Как вы думаете, почему?

– А сможет ли он построить дом? Что для этого ему необходимо?

Девиз нашего урока “Ученье - путь к умению”

– Герои этого мультфильма будут нашими проводниками.

Повторить (царь)

Попробовать (старуха)

Подумать (Василисы Премудрые)

Найти (печка)

Потренироваться (Двое из ларца, одинаковых с лица)

– Ну что ж, в путь!

– Как вы думаете, кто из них первый? (Царь, потому что у него карточка со словом “повторить”, а чтобы узнать новое, нужно начать с повторения необходимого)

2 . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Повторить (царь) Первым проводником является царь, который предлагает повторить раннее изученные знания о ь.

Минутка чистописания

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду ровно не согнусь

За работу я примусь

Запишите число и классная работа.

мать

молот

сестра

щенята

дочь

Условия для поиска букв:

Выделить слова, содержащие мягкие согласные звуки;

Среди них найти лишнее слово;

Из него выписать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки

(п. о.Буквы Н, Щ. Напишите эти буквы в соединение)

Какое правило напоминает сочетание этих букв? (п. о. в этих сочетаниях ь не пишется)

Работа на интерактивной доске.

– Прочитайте слова, подумай, везде ли нам необходим ь знак?

Даны слова: пал...то, плат...е, руч...ка, морков..., кон...ки, мощ...ный, кроват..., сосул...ка, мебел..., поч...товый, варен...е лещ, дочь

Какую работу выполняет в них ь знак?

Орфограмма сочетание букв ЧТ, ЩН, ЧК и т.д.

Ь – показатель мягкости согласного звука / смягчитель

Ь – разделительный / предупредитель

Н. ф. глагола, 2 л. наст.вр., буд.вр. / указывает на форму

Постановка проблемы урока

Кто сможет ответить на вопрос нужен ли ь в словах лещ, дочь или нет?

Секрет какой буквы мы сегодня узнаем?

Белка хвостик изогнула,

У пенёчка отдохнула.

Распушила хвост, да так –

Стал похож на …

(Мягкий знак.)

Назовите шипящие звуки?(ж,ш,ч,щ)

Игра «шипящие звуки»

Дети хлопают если услышали шипящий звук на конце.

Речь, дождь, мышь, грач, енот, плащ, самолет, врач, повар, шофер, малыш, актер

3. Следующим проводником является старуха, которая предлагает попробовать найти выход из данной ситуации.

Попробовать (старуха)

Работа в группах

  1. Речь, малыш.
  2. Грач, ночь.
  3. Мяч, вещь.
  4. Плащ, мышь.

ответьте на вопросы.

– Что общего во всех словах? (Существительные , на конце шипящий звук)

– Проведите анализ слов как часть речи.

– На какие II группы разделили бы слова? (Мужской род , женский род)

– На какие еще 2 группы можно разделить слова?. (Есть ь и нет ь.)

Что их отличает друг от друга. (Род.)

Физкультминутка.

4. Выявление места и причины затруднения.

Следующим проводником являются Василисы Премудрые,которые предлагают подумать и поработать по учебнику и в тетради на печатной основе.

Подумать (Василисы Премудрые)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Проверить себя (золотая рыбка)

Диктант с взаимопроверкой

Клю ч , пе чь , кала ч , до чь, кирпи ч , ме ч , мело чь , ди чь , стере чь , пры щ , ро жь , бро шь , ве щь , ёр ш , мы шь , чи ж , камы ш, тушь - туш

Рефлексия деятельности.

Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?

В чём возникли затруднения и удалось ли их преодолеть? (что получилось, какие задания понравились, над чем необходимо поработать завтра): повторить, попробовать, подумать, найти, потренироваться, проверить себя

Как вы думаете, построит ли Вовка дом старухе?

Действительно ли УЧЕНЬЕ – ПУТЬ К УМЕНИЮ?

Домашнее задание.

(детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями)

8. Итог урока.


\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Урок разработала: Басова Галина Васильевна, учитель начальных классов МОУ Октябрьская СОШ Мантуровского района Костромской области

Урок №16

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Цели урока:

  • Углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, как показателя женского рода имен существительных;
  • Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.

Оборудование: карточки с текстом.

Посмотрите на эпиграф к уроку.

Просит знаний настоящих Мягкий знак после шипящих.

О чем пойдет речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих)

Запишу тему урока на доске.

Правописание мягкого знака после шипящих…

Я не дописываю, вы сделаете это сами.

Минутка чистописания.

На доске написаны слова: тетрадь, пальто, коньки, картофель, воробьи.

Прочитайте эти слова. Найдите сходство между ними. (Это словарные слова. Во всех словах пишется мягкий знак. Все слова - имена существительные.)

В чем различие данных слов? (Здесь существительные в единственном числе и во множественном числе. Мягкий знак встречается в середине слова и в конце.)

Цепочку для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка получилась?

Кьвь вькь кьвь

I.Вызов.

1.Индивидуальные задания.

Подумайте, что вы знаете о правописании мягкого знака.

2.Парные действия.

Обменяйтесь информацией, обсудите.

3.Давайте запишем на доске в таблицу все, что вы знаете по теме.

II.Осмысление.

По всей вашей информации мы с вами составим схему:

Физ. минутка.

III.Размышление.

Проблемный вопрос.

Все ли случаи правописания ь мы записали?

"Чтение с пометками".

У каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация. Вы можете сделать пометки над словами с ь . Знаком "v" - уже знаком, "+" - это для меня новые

Последние цветы. Опять морозная ночь. Утром увидел группу молодых колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик. Шмель остался сидеть. Я стряхнул шмеля. Он упал. Положил его под горячий луч, он ожил и полетел. А на раковой шейке за ночь оцепенела красная стрекоза. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног. И их оживлял солнечный луч.

  • - Над какими словами вы поставили v ?
  • - Что для вас явилось новым?
  • - Вы узнали, что есть еще группа слов, в которых на конце пишется мягкий знак.
  • - А о чем вы хотите узнать? Запишем в таблицу эти слова в графу "Х".
  • - А где мы можем об этом узнать?

Послушайте стихотворение:

Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, Мышь, печь, сушь и молодежь. Если род мужской у слова - Нету знака никакого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач!

Какой мы можем сделать вывод?

Звучат выводы.

Читаем правило на стр. 170-171, выполним устно упр. 450.

Дописываем тему урока.

Вернемся к нашей таблице. Куда поместим существительные женского рода с шипящими на конце?

IV.Рефлексия.

Замените словосочетания одним словом. Запишите их в тетрадь (учитель читает).

  • 1.близкий приятель, друг
  • 2.человек, лечащий больных
  • 3.мелкие деньги
  • 4.часть суток от вечера до утра
  • 5.молодые люди
  • 6.непромокаемая легкая одежда от дождя

Проверка: назовите существительные с ь . почему вы так написали?

V.Домашнее задание: по выбору - упр.452, 453, 454. Выучить правило.

Сегодня на уроке я узнал…

Самым интересным было…