В торжественных одах Ломоносов пытается выразить мысли и чувства нации в целом, поэтому в них нет места проявлению индивидуальных черт личности поэта. Его ода состоит их основного рассказа от имени одописца, прерываемого монологами-вставками персонажей: бога, России, царей. Обращаясь к царственным особам, давая уроки царям, Ломоносов выступает от имени всей России. В творчестве Ломоносова торжественная, похвальная ода превращается в поэтический жанр, сумевший вобрать в себя всю идейную проблематику эпохи и выразить её с огромной художественной силой. В своих одах Ломоносов излагает культурную и политическую программу преобразования России.

Каждая ода Ломоносова посвящена определённой теме. Он пишет о внешней и внутренней политике России, рассуждает о вопросах войны и мира, прославляет разум, науку, прогресс, человека, подчинившего себе природу. Развитие идеи оды осуществляется через конфликт, через столкновение двух противоположностей, завершающийся, как правило, победой сил разума и добра. Контрастными началами могут быть свет и тьма, мир и огонь и др. Метафоризация становится стилеобразующим элементов поэтической манеры Ломоносова. Принципами его поэтического стиля являются высота, великолепие, выразительность.

Торжественные оды являются вершиной его поэтического творчества. Эти оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и другими тропами, создающими внутренне богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России.

В «Оде на день восшествия...» Ломоносов воспевает то, над чем работал как учёный: великое северное сияние, польза стекла, превосходство новой артиллерии и т.п. вместе с тем его стихи не рифмованные трактаты, а полные величественных образов (солнце – горящий вечно океан, ночное небо – бездна звёзд полна).

"Ода на день восшествия..", в ней Ломоносов снова откликается на события современной ему политической жизни.

Она начинается вступлением, содержащим хвалу мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами.

Это лирическое отступление позволяет поэту перейти к его излюбленной теме - правление Петра I, борца против отсталости, в которой находилась Россия до него. Ломоносов славит Петра за создание регулярной армии и флота, и особенно за распространение наук.

Значение "Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года", заключается, прежде всего, в том, что в ней содержится стройная, четко продуманная программа мирного процветания государства, которому будут способствовать распространение наук и воспитание в собственной среде умных и талантливых ученых. Именно науки помогут овладеть неисчерпаемыми сокровищами России, и это обеспечит в дальнейшем ее благополучие и процветание.



Черты Ломоносовской торжественной оды:

О том, что важно для России. Патриотический пафос

Избегает прямых восхвалений, пытается через них показать и недостатки, ошибки

Находится как бы над действительностью

Представляет события и героев обобщённо

Нет предметной конкретики, т.е. идеи

Твёрдая логика, пышно украшенная

Ораторское искусство

Гиперболизация в описании

Обилие олицетворений и сравнительных метафор

13. Духовные оды и разные стихотворения М.В. Ломоносова («Утреннее размышление...», «Вечернее размышление...», «Ода, выбранная из Иова», «Разговор с Анакреоном» и др.).

Впервые к жанру духовной оды М.В. Ломоносов обратился в 1743 году, когда был посажен под арест по доносам его врагов в Академии. Находясь в тяжелом душевном состоянии, он ищет утешения в духовной поэзии: пишет знаменитые духовные медитации – «Утреннее размышление о Божием Величестве» и «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

Бог для поэта – это не некое сокрытое в надзвёздных сферах существо, отрешённое от земли, не только Творец, запустивший небесную механику, а Промыслитель, продолжающий являть свою творческую мощь в таинствах природы и человеческих судьбах. Именно такое понимание отношения твари и Творца находит отражение в лирических произведениях поэта 1743 года. Натурфилософские «Утреннее» и «Вечернее размышление» традиционно относят к естественнонаучной поэзии.

В «Утреннем размышлении о Божием Величестве » поэт подчёркивает непрерывно длящееся действие Божества на природу и её тела.

Поэт выходит здесь к главным вопросам, которые пытался разрешить всю жизнь. Что представляет собой Вселенная? Познаваема ли она человеческим разумом? Какое место занимает в ней человек?

Форма стихотворения экспрессивна. Построение фраз, синтаксические конструкции провоцируют взволнованный тон повествования. Обилие вопросов рождает напряженную эмоциональную атмосферу поиска разгадок удивительнейших тайн природы.

Финальная строфа "Вечерних размышлений " демонстрирует позицию истинного исследователя-ученого: главное в науке – поставить новый вопрос. А затем уже искать на него ответы и сомневаться. Так сомневается дерзкий мыслитель Ломоносов в безграничном "величестве" самого небесного Творца, так подталкивает он научную мысль к новому, более современному, пониманию законов мироздания.

«Разговор с Анакреоном» построено как диалог двух поэтов: древнегреческого и современного. В споре и диалоге, как известно, рождается истина, потому Ломоносов и избрал столь оригинальную форму стиха. В чем истинное назначение поэзии – вопрос, который здесь поставлен. Анакреон жил очень давно, в пятом веке до нашей эры. В своих песнях поэт прославлял светлые и радостные минуты жизни, счастье в любви, красоту, молодость, а если старость, – то довольную собою и беспечальную. И в древности, и в более поздние времена стихотворения Анакреона были настолько популярны, ему так активно подражали, что возникло даже обозначение этого направления в поэзии – "анакреонтическая лирика".

Вот с таким поэтом вступает в полемический диалог Ломоносов. Чтобы убедить читателя в своей правоте, он сначала переводит строфу из Анакреона, а следом сочиняет свой ответ, предлагает собственное понимание затронутой в этой строфе темы. Так и чередуются фрагменты произведения: мысли, принадлежащие Анакреону – мысли, принадлежащие Ломоносову. Древнегреческий поэт сетует, что в своих песнях не может настроиться на героическую тему – поневоле рождаются строки о любви.

По звучанию строки поэтов перекликаются, но смысл их прямо противоположен. Русскому поэту его позиция представляется куда весомее, и чтобы эту весомость подчеркнуть, он позволяет себе прибавить в ответе Анакреону еще четыре заключительных строки (в анакреоновой строфе их двенадцать, в ломоносовской – шестнадцать). Эти четыре строки почти афористичны, в них заключается суть позиции Ломоносова.

Самая "программная" в этой перекличке двух поэтов ее заключительная часть. Оба обращаются в конце концов к живописцу с просьбой написать портреты самой привлекательной и любимой женщины. Оба высказывают и свои пожелания, в какой манере это сделать, какие качества характера и внешности в рисунке подчеркнуть.

Полемичность диалога двух поэтов проведена и на ритмическом уровне. В заключительном (самом важном) фрагменте "Разговора" анакреоновские строфы написаны хореическим размером, а ломоносовские – ямбическим. Ломоносов превозносил "великолепие ямбов" и чаще всего использовал в стихах именно этот размер. Сама ритмическая форма стиха участвует в споре, служит доказательством авторской мысли.

«Ода выбранное из Иова» – это спор автора с современной ему эпохой Просвещения, которая ознаменовала себя богоборчеством, богоотступничеством, отказом людей от религиозных ценностей, уничижением религии. Вместе с потерей религиозного сознания, человек утратил библейское понимание Истины и стал предпринимать попытки ее поиска без Бога, что порождало сомнения и мучения разума. В данном контексте «Ода» - не только спор с эпохой, но и ответ, воззвание к человеку Просвещения. Это указание ему на бесконечное величие, мощь и мудрость Творца, и в тоже время его непрестанную заботу о своем творении, это призыв к людям одуматься и признать Бога - Господом.

Интегрированный урок литературы и истории

Тема: «М.В. Ломоносов – ученый и просветитель. Исследование ключевой темы «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год»

Шурко Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

Безбородова Анна Николаевна, учитель истории и обществознания

Класс: 9

Цель: проанализировать произведение М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год», систематизировать знания учащихся по истории России XVIII века, закрепить знания по географии России.

Задачи:

- закреплять навыки работы с литературным текстом;

Развивать умения анализировать, сопоставлять различные источники информации;

Учить формулировать задачи урока, планировать работу по их реализации.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: интегрированный урок

Методы урока: частично-поисковый, групповой

Оборудование: презентация, экран, медиапроектор

Эпиграф:

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". А. С. Пушкин.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 минута)

Учитель и ученики приветствуют друг друга.

  1. Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут)

На экран выводится первый слайд презентации. Портреты М.В. Ломоносова императрицы Елизаветы.

Учитель: Перед вами портреты известных людей. Скажите, пожалуйста, кто они? Что связывает между собой этих людей? (Ученики на портретах узнают Михаила Васильевича Ломоносова и Елизавету Петровну, делают предположения о связи этих двух людей)

Учитель: Ломоносов и Елизавета были не просто современники. Императрица Елизавета Петровна высоко ценила научные и литературные труды Михаила Васильевича. А Ломоносов видел в Елизавете достойную продолжательницу дел Петра I. Именно Ломоносов и Елизавета станут ключевыми фигурами нашего урока. Эпиграфом к уроку станут слова А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". (эпиграф выводится на экран, слайд 2 презентации.) Опираясь на предложенный эпиграф, сформулируйте задачи сегодняшнего урока. (Ученики формулируют задачи урока.)

  1. Актуализация знаний (3 минуты)

Учитель обобщает предложения учеников, выводит на экран две основные проблемы урока:

  1. Проблемное задание: докажите, что « между Петром I и Екатериною II М.В. Ломоносов один является самобытным сподвижником просвещения» .
  2. Проблемное задание: докажите справедливость слов Пушкина о Ломоносове, как о первом нашем университете.

(презентация, слайд 3)

Учитель: Ребята, что необходимо нам для решения этих задач? (ученики намечают пути решения поставленных задач)

Учитель (делает обобщение предложений учеников): Для доказательства справедливости слов Пушкина о Ломоносове мы будем использовать текст «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год». Я уступаю учительское место вашим товарищам.

  1. Первичное усвоение новых знаний (27 минут)

Первый ученик формулирует тему урока, читает наизусть отрывок и задает вопросы классу, выполняя роль учителя:

Тема нашего урока «М.В. Ломоносов – ученый и просветитель. Исследование ключевой темы «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год» (презентация слайд 4)

«Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли».

(Благословенный край. Возлюбленная тишина, блаженство сел, цветы пестреют, класы в полях желтеют, сокровищ полны корабли)

О какой тишине говорит Ломоносов?

(М. В. Ломоносов выступает как защитник мирной политики, настойчиво славит мир)

- Чьей заслугой является этот благословенный край?

(Эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились).

Учитель: обратимся к истории. В это время западные державы стремились втянуть Россию в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии против Франции и Пруссии. Поэтому Ломоносов особенно настойчиво славит мир. (презентация слайд 5)

Второй ученик (читает наизусть и задает вопросы классу):

«Ужасный чудными делами

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес» .

О каком Человеке «с большой буквы» говорит в этих строках Ломоносов?

(Петр I - идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству)

Какой хочет видеть М.В. Ломоносов Россию?

(Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире).

В каком случае возможно такое будущее для России?

(Такое будущее возможно, если Россия будет просвещенной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец)

Подтвердите свои слова строчками оды

(«Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки,

К сему монарху говоря:

"Мы с крайним тщанием готовы

Подать в российском роде новы

Чистейшего ума плоды".)

Учитель: Давайте сделаем вывод. Какие мечты высказывает автор в своей оде? Каким представляется вам сам Ломоносов? (ученики делают вывод о Ломоносове-просветителе) Учитель обобщает высказывания учеников и показывает на экране фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов» (презентация слайд 6)

Учитель: Вернемся снова к нашему эпиграфу. Пушкин сравнил Ломоносова с университетом. Скажите, что такое университет?

(Университе́т - высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Презентация слайд 7)

Учитель: Мы приступаем ко второй нашей задаче и должны доказать справедливость слов Пушкина о Ломоносове как о первом нашем университете.

Учитель: Давайте представим себя студентами университета на лекции.

Ученик, одетый в мантию и парик, в роли профессора университета 18 века читает отрывок из «Оды на день восшествия…»

«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Науки юношей питают ,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде»
.

Учитель: Опираясь на имеющиеся у вас знания о М.В. Ломоносове, назовите те научные области, в которых проявил свой талант М.В. Ломоносов? (Ответы учащихся)

Учитель: Воспевая науку в целом, в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год» Ломоносов особое внимание уделил географии и истории. Мы с вами, пользуясь текстом оды, также проведем историческое и географическое исследование.

Класс делится на 2 группы: группа исследователей-историков и группа исследователей-географов.

Задания для исследователей-историков:

1. Найдите исторические события, которые упомянуты в тексте «Оды...»

2. Расположите их в хронологическом порядке.

3. Подберите выдержки из исторических документов, соответствующие этим событиям, проиллюстрируйте их отрывками из оды.

Задания для исследователей-географов:

1.Отметьте на контурной карте названные в оде географические объекты.

2. Какие земли описаны в оде? По каким признакам вы их определили?

3. О каких полезных ископаемых говорится в оде? Назовите их крупные месторождения.

Выступления групп.

  1. Первичное закрепление знаний. (4 минуты)

Учитель: сегодня на уроке мы провели настоящее исследование. К каким выводам вы пришли в ходе работы на уроке? (Ученики формулируют выводы, свои решения предложенных на уроке проблемных задач)

  1. Рефлексия (3 минуты)

Учитель предлагает учащимся последовательно ответить на три вопроса:

  • Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
  • Что не оправдалось и почему?
  • Мои перспективы на будущие уроки? (Презентация слайд 8)
  1. Домашнее задание. Написать эссе на тему «М.В. Ломоносов – человек-университет»

Учитель благодарит учащихся за урок.


Предмет: литература.

Тема: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Цель: изучение од «На день восшествия…», «Вечернее размышление…», раскрытие роли Просвещения в произведениях.

Задачи: образовательные:

Проанализировать оды, выявить их основные темы и идеи;

Составить план «Оды на день восшествия…»;

Выявить особенности стиля изучаемых произведений;

Развивающие:

Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения поэтического текста.

Воспитательные: - воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, осознание важности просвещения, изучения наук, стремление овладению ими.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Расскажите о теории стихосложения, которую создал.

К какому из 3-х видов жанров относится ода?

Дайте определение оды.

3. Работа над новым материалом. Анализ текста.

Сегодня мы познакомимся с двумя одами. Как вы думаете, каковы задачи нашей работы над этими произведениями?

Чтение учителем оды «Вечернее размышление о Божием величестве…»

Можно ли назвать это произведение гражданским или политическим? Почему?

По каким признакам мы понимаем, что это произведение написано в жанре оды?

Работа над «Одой на день восшествия…»

Прочитайте полное название оды. Какому событию она посвящена?

День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Почему же Ломоносов написал эту оду только через 5 лет после того, как Елизавета взошла на престол? Причина такова: в этом году Российской академии наук был дарован Елизаветой новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России, а ведь, как вы помните, целью жизни Ломоносова было «утверждение наук в отечестве» .

Выразительное чтение и выделение микротем; составление плана оды. Ключевой вопрос: Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?

1.Вступление. Мир – основа блага государства.

2.Главная часть. Величие России, ее процветание:

а) Восхваление Елизаветы:

- «войне поставила конец» - счастье русских людей дороже новых земель и побед;

Расширяет науки.

б) Заслуги Петра 1 перед народом России:

Способствовал распространению наук в России;

Был реформатором, продвигал страну вперед.

в) Описание безграничных просторов и богатств России: занимает огромное пространство, много леса, животных; сильный флот; богатые недра.

г) Обращение к молодежи, пожелание овладеть науками.

3.Заключение. Традиционная благодарность Царице за деяния на благо России.

Беседа по прочитанному произведению, выявление его особенностей:

Какова главная, ведущая тема оды?

Вывод 1: ведущая тема – Родина и ее процветание, просвещение.

Сформулируйте идею оды,

Вывод 2: великие богатства могут быть открыты и освоены только с помощью науки, способствовать развитию которых – задача русских государей.

Каким стилем написана ода?

Используя все вышесказанное, ответьте на основополагающий вопрос: Можно ли считать эту оду классицистической по содержанию и форме?

5. Домашнее задание.

1. Выучить отрывок из «Оды…».

2. Инд.- сообщение о жизни и творчестве

Анализ оды Ломоносова "На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года"

Начнем анализ текста с первой строфы:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены "блаженной тишиной" – в России мир и покой . Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины ("Душа ее зефира тише"). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра ("краше Елисаветы" ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. И далее лирический голос поэта, а не проекция на образ императрицы все отчетливее будет вести развитие повествования. Доминирующая роль лирического героя в оде – несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре.

Ломоносов стремится выдержать композиционные нормы жанра, то есть принцип построения одического стихотворения. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения (правда, как мы видели, поэт поменял их местами). Это – тезис. Основная часть обосновывает, доказывает заявленный тезис о величии и могуществе воспеваемого предмета. И, наконец, заключение (или финал) дает взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и могущество прославляемых явлений. Нормы классицизма рационалистичны, потому одна композиционная часть произведения неукоснительно и последовательно идет за предписанной другой.

Вводная часть, или, как ее еще называют, экспозиция, занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это – кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел.

С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется, а его художественная реализация неожиданно начинает проявлять новые, нетрадиционные, черты. Лирический пафос переходит от династии правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям:

Сия Тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная Твоя держава,

О, как Тебя благодарит!

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство в оных потаенно

Наукой будет откровенно,

Что щедростью Твоей цветет.

Вот где простор воодушевлению лирического героя! Достоинства "прекрасной Елисаветы" постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Меняется само тематическое направление оды. И сам автор теперь – не просто одописец. Он – патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к "неведомым народам":

Там влажный флота путь белеет,

И море тщится уступить:

Колумб Российский через воды

Спешит в неведомы народы

Твои щедроты возвестить.

Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских (Рифейских) гор. Вспомним кстати, что Ломоносов в совершенстве изучил горнодобывающее дело:

И се Минерва ударяет

В верьхи Рифейски копием.

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что Россам в руки предается

Драгой его металл из гор,

Который там натура скрыла;

От блеска дневного светила

Он мрачный отвращает взор.

И все-таки главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском саду и наеди´не,

В покое сладком и в труде.

Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны заявил, как помним, еще Кантемир. Служил науке своим творчеством и всей своей жизнью Тредиаковский. И вот теперь Ломоносов увековечивает эту тему, ставит ее на поэтический пьедестал. Именно так, потому что две только что процитированные строфы – это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления.

Но вот поэт как бы спохватывается, вспоминая, что ода посвящена официальному событию: ежегодно празднуемой дате восшествия на престол императрицы. Финальная строфа вновь непосредственно обращена к Елизавете. Эта строфа обязательная, церемониальная и потому, думается, не самая выразительная. Скучное слово "беспреткновенну" поэт с натугой рифмует с эпитетом "благословенну":

Тебе, о милости Источник,

О Ангел мирных наших лет!

Всевышний на того помощник,

Кто гордостью своей дерзнет,

Завидя нашему покою,

Против тебя восстать войною;

Тебя Зиждитель сохранит

Во всех путях беспреткновенну

И жизнь Твою благословенну

С числом щедрот Твоих сравнит.

Явно не лучшая строфа! Попробуем поставить вопрос следующим образом: если жанр классицистической оды есть выражение определенных политических и государственных взглядов, то в ломоносовской оде чьи это взгляды в большей степени, императрицы или самого поэта? В ответе на этот вопрос особенно важной оказывается третья строфа. В ней Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян:

Когда на трон Она вступила,

Как Вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв, облобызала:

Мне полно тех побед, – сказала, –

Для коих крови льется ток.

Я Россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый Запад и Восток.

Но в действительности Елизавета вовсе не была миротворицей! Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Военные сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Как мало соответствовала реальная Елизавета Петровна тому идеалу правительницы страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым, но дерзким человеком, чтобы расхваливать императрицу за внешнюю политику, противоположную той, которую она установила в отношении военных действий! Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, что России нужен мир и не нужны войны. Пафос и стилистика произведения миротворческие, а не призывно-агрессивные. Красивыми и великолепными по обилию выразительных средств становятся строфы, когда поэт выходит на тему мира вкупе с науками и требует, чтобы "пламенные", то есть военные, звуки умолкли:

Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет:

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши имена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет Лира восхищенна

Гласить велики имена.

Особенно красочны у Ломоносова метафоры. Метафора (по-гречески metaphora´ означает перенос) – это художественный прием, соединяющий в один образ разные явления или предметы, переносящий свойства этих разных предметов друг на друга. Оттого, что явления или предметы сопоставлены внутри образа, он получает дополнительные эмоциональные и смысловые значения, границы его раздвигаются, образ становится объемным, ярким и оригинальным. Ломоносов любил метафоры именно за их способность соединять разнородные частности в цельную грандиозную картину, выводить к главной идее произведения. "Метафорой, – отмечал он в своей "Риторике" (1748), – идеи представляются много живее и великолепнее, нежели просто". Художественное мышление Ломоносова было по сути своей, как сказали бы сейчас, синтезирующим.

Вот один из примеров ломоносовской метафоры. Пятая строфа из оды "На день восшествия…":

Чтоб слову с оными сравняться,

Достаток силы нашей мал;

Но мы не можем удержаться

От пения Твоих похвал;

Твои щедроты ободряют

Наш дух и к бегу устремляют,

Как в понт пловца способный ветр

Чрез яры волны порывает,

Он брег с весельем оставляет;

Летит корма меж водных недр.

Бо´льшую часть пространства этой строфы занимает сложная и витиеватая метафора. Чаще метафоры бывают в несколько слов или в одно предложение. Здесь же поражаешься масштабности метафорического образа. Чтобы его вычленить, придется хорошо вдуматься в текст. Перед нами – изысканный комплимент императрице. Поэт сетует на то, что не имеет возвышенных слов, равных достоинствам Елизаветы, и тем не менее, решается эти достоинства воспевать. Чувствует он себя при этом как неопытный пловец, отважившийся в одиночку "чрез яры волны" переплыть "понт" (то есть Черное море). Пловца направляет и поддерживает в пути "способный", то есть попутный, ветер. Подобным образом поэтический дух автора воспламеняется и направляется замечательными деяниями Елизаветы, ее "щедротами".

Пышность и великолепие поэтического слога помогают Ломоносову воссоздать мощную энергетику и красочную наглядность описываемых картин. Вот, например, в оде 1742 года удивительно яркая картина военного сражения, в центре которой персонифицированный образ Смерти. От созерцания этого образа мурашки бегут по коже:

Там кони бурными ногами

Взвевают к небу прах густой,

Там Смерть меж готфскими полками

Бежит, ярясь, из строя в строй,

И алчну челюсть отверзает,

И хладны руки простирает,

Их гордый исторгая дух.

А что за чудные кони с "бурными ногами"! В обычной речи так выразиться нельзя, в поэтической – можно. Больше того, "бурные ноги" коней, взвевающие к небу густой прах, – почти космический образ. Проведенный при этом по очень тонкому поэтическому лезвию. Чуть- чуть в сторону, и все сорвется в нелепость.

Через полвека поэт-новатор, основоположник русского романтизма В.А. Жуковский, описывая особое состояние души, навеянное спускающимися в сельской тишине сумерками, напишет: "Душа полна прохладной тишиной". Он поразит современников небывало смелым сочетанием слов. "Может ли тишина быть прохладной!" – станут укорять поэта строгие критики. Но ведь первым в русской поэзии прибегал к смелым соединениям слов и понятий в своем метафорическом слоге уже Ломоносов!


Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны – это работа Ломоносова от 1747 года. Она полностью посвящена новой императрице. Сам жанр оды предполагает сильное возвеличивание, восхищение.

Художественные средства здесь занимают одно из главных мест, так как с помощью ярких эпитетов, метафор и сравнений Ломоносов говорит о царице, как о солнце, как о матери народов, как о великой личности, чья слава распространилась по всему миру.

Главные герои оды – это сама Елисавета, её отец, с которым Ломоносов сравнивает дочь, и сам автор, от чьих уст идет речь.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Главная тема и идея – это создание весомого образа царицы, который служил бы опорой для ее могущественного правления. Многие люди никогда и не видели царицу своими глазами, но с помощью оды у них складывалось такое впечатление, что ими правит богиня.

Также Ода давала возможность показать все преимущества правления царицы. Она вела мирную международную политику, была мудрой, развивала науки, заботилась о новом поколении, всегда вникала в проблемы людей.

Оду Ломоносова считают лучшей одой того времени, так как она опередила все другие произведения своими художественными зарисовками, стилем и идеей.

Обновлено: 2017-08-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.