Для того чтобы произвести соединение труб отопления используются различные методы и материалы. Способ соединения этих строительных элементов между собой напрямую зависит от того, из какого сырья были изготовлены такие трубы. Наиболее часто применяемыми для монтажа трубопроводов являются трубы из полипропилена, стали, металлопластика и меди.

В данной статье мы расскажем о том, какие методы чаще всего применяются монтажниками при установке перечисленных выше типов отопительных элементов.

Методы стыковки труб из полипропилена

Если стоит задача обустроить отопление пластиковыми трубами малого диаметра (до 63 мм), на практике способов соединения таких труб существует два:

  • раструбная сварка – в данном случае один предварительно расширенный конец трубы помещают в другой;
  • муфтовая сварка – здесь концы двух элементов соединяются между собой при помощи муфты.

В случае стыковки труб с большим диаметром (от 63 мм) прибегают к использованию стыковочной сварки. Этот метод монтажа не требует дополнительных соединяющих элементов, сохраняя отличную степень фиксации труб. Также можно применять и подходящие по размеру фитинги (муфтовая сварка). При наличии труб с диаметром 40 мм удобнее применять ручную сварку, а вот элементы большего размера принято состыковывать при помощи специального аппарата, который предварительно осуществляет центровку.

Непосредственно перед началом монтажа отопительной системы стоит еще раз тщательно продумать весь процесс сборки трубопровода. Это позволит избежать в момент работы нежелательных нюансов, которые влияют на итоговое качество сборки отопительной системы.

Здесь мы обозначим основные нюансы того, как следует производить соединение пластиковых труб отопления:

  • Оптимальное время нагрева паяльного аппарата 5 секунд.
  • Рекомендуемая температура плавления полипропилена 270°С. Данного параметра можно добиться при помощи специального тумблера, установленного на сварочном аппарате.
  • Следует отметить, что технология стыковки труб системы отопления будет изменяться в зависимости от места и времени года. Так, в период минусовых температур либо при монтаже отопительной конструкции вне помещения время нагревания трубы паяльника следует немного увеличить или поднять температуру для плавки полипропиленовых изделий.
  • В случае стыковки труб большего диаметра время расплавления материала также несколько увеличится.
  • Рекомендуемое время фиксации элементов большого диаметра между собой после их нагрева составляет от 30 секунд и более.
  1. После достижения необходимой температуры, на насадки – для наружного и внутреннего размера поперечного сечения труб – одновременно надевают и разогревают стыковочные детали (муфта, труба).
  2. В момент нагревательного процесса на отопительных элементах формируются «отбортовки».
  3. По итогу нагревательного процесса с насадок снимаются обе части и состыковываются между собой путем равномерного несильного надавливания на них с обеих сторон в сторону друг друга и фиксации в таком положении. Какие-либо вращения и лишние движения во время соединения элементов недопустимы, так как это может нарушить получившийся шов.
  4. Соединенные элементы следует удерживать на протяжении 30 секунд для более надежного сцепления частей отопительной системы. Необходимо добавить, что бортик должен быть ровным по всей длине соединения.

После полного остывания соединенные детали готовы к использованию.


Пути состыковки труб из металлопластика и PEX-труб

Металлопластиковые элементы и PEX-трубы зачастую состыковывают при помощи одного и того же метода. Здесь мы подробно опишем технологию монтажа теплопровода из вышеупомянутых материалов.

Какие фитинги нужны для подключения радиатора отопления, изготовленного из чугуна или алюминия? Нужно ли комплектовать отопительный прибор какой-либо запорной или регулирующей арматурой? В нашей статье мы постараемся дать читателю советы по выбору оптимального набора оборудования и по его монтажу.

Сгоны и американки

Что это такое

Начнем с небольшого экскурса в историю.

Совсем недавно по историческим меркам — какие-то двадцать-двадцать пять лет назад — в нашей стране массово продавались и использовались всего три типа отопительных приборов:

  • Конвекторы, представлявшие собой с напрессованными на нее для увеличения теплоотдачи стальными же пластинами.

Уточним: опционально в их конструкции могли присутствовать декоративный экран и жалюзи для регулировки теплоотдачи.

  • Пластинчатые радиаторы — две штампованные стальные пластины, проваренные по периметру. Теплоноситель передвигался по лабиринту пазов между ними.
  • Чугунные секционные радиаторы. Они, думается, не нуждаются в представлении, поскольку и сейчас установлены в большинстве квартир.

Способа крепления предусматривалось всего два:

  1. Сварка . Приваривались к подводкам исключительно конвектора: их механическая прочность и срок службы, как минимум не уступающий продолжительности эксплуатации стояков и подводок, не предполагали демонтажа для ремонта или замены.
  2. Сгоны . Муфта (в случае конвектора или пластинчатого прибора) или радиаторная пробка (в случае секционного радиатора) сгонялась по длинной резьбе на подводке, одновременно наворачиваясь на резьбу прибора или вкручиваясь в нее. Затем соединение герметизировалось подмотанной контргайкой.

Первые алюминиевые радиаторы монтировались по старинке — на сгонах. Однако через несколько лет массово распространились простенькие фитинги — американки, включавшие разъемные соединения с накидной гайкой и резиновым уплотнителем. Их главным достоинством стал простой и быстрый демонтаж прибора: операция, ранее занимавшая до получаса, теперь отнимала не более минуты и не требовала больших усилий.

Справка: чугунная радиаторная пробка из нового радиатора может быть выкручена газовым ключом номер 2.
Чтобы справиться со старой прикипевшей пробкой, его приходится удлинять рычагом или использовать ключ номер 4.
При этом пробка нередко не выкручивается, а в буквальном смысле слова разрывается пополам, лишаясь резьбы.

Есть ли у американки недостатки? В сущности, недостаток лишь один: прочность соединения ограничена качеством резинового уплотнителя и плотностью его прижима. При большом давлении в контуре (например, при гидроударе) именно уплотнитель и сравнительно тонкая накидная гайка американки оказываются слабым звеном.

  • В системах центрального отопления с характерной для них большой вероятностью превышения штатного давления лучше использовать привычные резьбовые сгоны.


  • Американки желательно применять в автономных системах.

Набор фитингов

Теперь давайте выясним, каким будет комплект фитингов для радиаторов в том и в другом случае.

Подключение на сгонах

Для классического в многоквартирном доме бокового подключения радиатор комплектуется следующим набором:

На верхних этажах домов с нижним розливом комплектация дополняется краном Маевского, который устанавливается в расточенную под него верхнюю глухую пробку. Размеры фитингов для радиаторов определяются диаметром подводок; как правило, он соответствует ДУ20 (3/4 дюйма). Сгоны (длинные резьбы) обычно бывают нарезаны непосредственно на подводке.

Полезно: лучшие резьбовые фитинги для чугунных радиаторов традиционно изготавливаются из того же чугуна.
Радиаторных пробок под чугунные радиаторы из стали или латуни в продаже, в общем-то, и не найти; контргайки из латуни слишком хрупки, а стальные со временем намертво прикипают к стальному сгону и не поддаются разборке.

Подключение на американках

В этом случае единственные фитинги для подключения радиаторов отопления — это сами американки в количестве двух штук. Одна из их резьб вворачивается в проходную пробку радиатора, вторая — в муфту или элемент запорно-регулирующей арматуры.

Для соединения крана в радиаторной пробкой используются американки с резьбами «папа-папа».

При монтаже отопления своими руками полезно знать несколько тонкостей.

  • При большом количестве секций радиатора предпочтительно не боковое подключение, а диагональное или снизу вниз. В этом случае для соединения с фитингом вам потребуются одна проходная пробка с правой резьбой и одна — с левой.
  • Диаметр резьб в пробках алюминиевых и биметаллических радиаторов в большинстве случае составляет 1/2 дюйма (ДУ15). Однако при количестве секций более 10 желательно использовать подводки размером ДУ20.
  • Американками нередко комплектуются уже упомянутые элементы запорно-регулирующей арматуры. Комбинированные с фитингами краны и дроссели более компактны, чем два изделия порознь, при этом их цена часто оказывается ниже суммарной стоимости фитинга и крана.

Монтаж

Сгоны

Вот инструкция по подключению чугунной батареи на сгонах.

  1. Сгоняем на длинные резьбы подводки до упора контргайки и проходную пробки.
  2. Навешиваем радиатор, заведя резьбы подводки в первую секцию на 1-3 сантиметра.

Обратите внимание: отопительный прибор вывешивается строго горизонтально, по уровню.
При уклоне в сторону подводки в нем будет собираться воздух.

  1. Подматываем пробку по резьбе пучком сантехнического льна с краской или .
  2. Заворачиваем ее в радиатор до упора с умеренным усилием.
  3. Сгоняем к пробке контргайку, оставив между ними зазор в 5 — 10 мм.
  4. Наматываем в оставшийся зазор по ходу резьбы пучок льна (опять-таки с краской или герметиком).
  5. Подтягиваем контргайку.


Американки

Здесь процедура заметно проще:

  1. Разбираем американки;
  2. Вворачиваем части фитингов с накидной гайкой в муфту, кран или дроссель, а элементы с прокладкой — в радиаторные пробки. Для подмотки используем тот же лен с краской или полимерную нить — герметик.
  3. Навешиваем радиатор на кронштейны.
  4. Наворачиваем накидные гайки американок от руки и осторожно, без лишних усилий подтягиваем их рожковым или разводным ключом.

Арматура

Какие элементы арматуры могут использоваться в обвязке радиатора?

Важный момент: перед дросселирующими и запорными устройствами в любой системе отопления должен присутствовать байпас.
Иначе вентиля и дроссели будут регулировать проходимость всего контура.


Заключение

Разумеется, этот материал не претендует на истину в последней инстанции; какой способ подключения лучше выбрать — решать читателю. Дополнительную информацию к размышлению ему предоставит видео в этой статье. Успехов!

Нереально вообразить жизнедеятельность проживающего в нашей стране без обогревающего комплекса коттеджа. Абсолютно в каждом регионе Российской Федерации есть потребность в зимний период отапливать коттедж. Каждый человек предпочитает получить информацию: как усовершенствовать систему дома. Каждому россиянину известно, что нефть, уголь, газ перманентно становятся дороже. На данном веб ресурсе опубликовано множество обогревательных систем квартиры, применяющих исключительно различные способы извлечения тепла. Опубликованные схемы получения тепла можно монтировать как отдельный комплекс или комбинировать.

Основной резьбой общемашиностроительного применения на сегодняшний день является резьба ISO, имеющая два исполнения, совпадающие по всем размерам: Метрическая М, наиболее распространенная в Европе, и Унифицированная Национальная UN, распространенная в США. Эта резьба применяется во всех отраслях промышленности (кроме нефтяного сортамента).

Для штуцеров и соединений газовой, водопроводной и канализационной арматуры применяется дюймовая резьба Витворта BSW, которая соответствует ГОСТ 6357-81 на трубную цилиндрическую резьбу. Эта резьба рекомендована к замене на резьбу ISO.

Американская Национальная Трубная резьба NPT, применяемая для штуцеров и присоединений, соответствует ГОСТ 6111-52 на коническую дюймовую, также как и Британская Стандартная Трубная Коническая резьба BSPT соответствует ГОСТ 6211-81 на трубную коническую резьбу.

Для предотвращения утечки газов и жидкостей через фитинги трубных соединений необходимо обеспечить герметизацию резьбы. Для решения такой задачи применяют различные типы уплотнений. Рассмотрим достоинства и недостатки этих способов:

Льняная прядь со свинцовым суриком на олифе до сих пор очень распространенный способ в нашей стране. Практически на этом методе базируется весь монтаж водопроводов, систем отопления и газопроводов, поскольку так указано в СниП для сантехнических систем и для газоснабжения. Нередко используется железный сурик, который, в отличие от свинцового сурика, не защищает поверхность резьбы стальных фитингов от коррозии. Так же известна подмена такого вида уплотнения на "сухую прядь ", то есть безо всякой краски, что вызывает значительную коррозию резьбы.

Достоинства: невысокая стоимость и доступность материалов для уплотнения. Прочная фиксация, как за счет большого усилия возникающего при затяжке, так и за счет адгезии после высыхания олифы.

Недостатки: необходимость профессиональных навыков для обеспечения качественной сборки соединения. Большие усилия затяжки фитингов при сборке, с опасностью разрушения деталей. Метод грязных рук и испачканного инструмента. При уплотнении систем отопления со временем наблюдается тепловое разрушение волокон льна приводящее к утечкам. Затрудненный демонтаж соединения, как правило, с подогревом фитингов до температуры выгорания льна.

Незатвердевающие пасты являются удобным и несложным методом герметизации соединений труб. Такие уплотнения представляют собой вязкий продукт, на основе синтетических смол, масел и наполнителей. Используется специально в конкретных случаях при определенных режимах работы.

Достоинства: смазка поверхности резьбы и защита от коррозии. Предотвращает заедание в резьбе при сборке. Простота сборки фитингов, легкий демонтаж. Технологичный и удобный метод для соединений трубопроводов низкого давления.

Недостатки: уплотнение надежно до определенного давления. Превышение давления вызывает постепенное выдавливание уплотнения из резьбового зазора. Отсутствие прочной фиксации соединения и низкая стойкость в некоторых средах. Не применяется для герметизации соединений с очень малым резьбовым зазором.

Герметики на основе растворителей являются высыхающими пастами. Метод герметизации резьбовых соединений логичный с технической точки зрения. В нашей стране широко применяется совсем недавно, и обычно совместно с льняной прядью, что снижает технологичность метода.

Достоинства: обеспечивает смазку резьбы. Состав высыхает в зазоре и приобретает устойчивость к выдавливанию из зазора под давлением. Хорошая фиксация соединения.

Недостатки: при большом зазоре резьбы возможность усадки герметика в процессе высыхания, вследствие испарения растворителя. Может потребоваться дополнительная подтяжка фитингов.

Лента ФУМ . лента из тонкой фторопластовой пленки. Широко распространен благодаря тому, что в последние годы без труда можно приобрести этот материал, который еще три десятилетия назад являлся остро дефицитным.

Достоинства: легкость свинчивания фитингов, благодаря антифрикционным свойствам. Отличная химическая стойкость. Может применяться для уплотнения в среде кислорода.

Недостатки: неудовлетворительная надежность герметизации. При температурных подвижках трубопроводов, особенно характерных для систем с горячей водой, происходит выскальзывание ленты из зазора резьбы, что приводит к утечкам. Метод не пригоден для уплотнения соединений, подвергающихся вибрациям. Низкая надежность уплотнения фитингов с невысоким качеством поверхности трубной резьбы, а также при уплотнении трубных резьбовых соединений диаметром более 3/4 дюйма.

Универсальная нить для уплотнений . нейлоновый шнур, пропитанный специальным герметизирующим составом («Унилок», «Локтайт 55» сделанные в Евросоюзе, подмотка для труб «Рекорд» изготавливаемая в России).

Преимущество: самый технологичный метод уплотнения в настоящее время. Очевидная простота применения и высокая надежность уплотнения при низкой стоимости материала. Этот продукт разработан для такой области применения, как водопровод холодной и горячей воды, теплосети с температурой до 130°С, трубные соединения систем подачи природного газа, сжатого воздуха. Материал можно использовать на мокрой резьбе или при низкой температуре воздуха, когда использование других способов не технологично.

Недостатки: непригодность для уплотнений работающих в среде кислорода, нефтепродуктов, необходимость получения шероховатости на поверхности резьбы в случаях очень гладкой поверхности, ограниченность использования при уплотнении резьбовых соединений труб большого диаметра.

Анаэробные клеи – герметики . это жидкие продукты различной вязкости, способные длительное время оставаться на воздухе в стабильном состоянии без изменения свойств. Но когда эти составы попадают в узкие зазоры между металлическими поверхностями, то там, в отсутствие кислорода воздуха и под влиянием металла, быстро полимеризуются без усадки, образуя прочную, твердую, термореактивную пластмассу, заполняющую резьбовой зазор. В результате обеспечивается надежная герметичность неза¬висимо от рабочего давления и усилия свинчивания соединения. Такое свойство анаэробов отвердевать только в небольшом зазоре, является ценным, так как не засоряются рабочие каналы и седла клапанов, а избытки клея остаются жидкими на открытой поверхности и легко удаляются.

Преимущества:

Предельная простота применения;

Легкость сборки благодаря смазывающим свойствам состава;

Уплотняют резьбу независимо от усилия свинчивания;

Способность работать при больших давлениях вплоть до разрыва трубы

Обеспечивают обусловленное усилие срыва при отворачивании при демон¬таже;

Не твердеют на открытой поверхности, излишки продукта легко удалить;

Лучшая экономическая эффективность сочетания "цена-надежность".

Недостатки:

Не пригодны для уплотнений, работающих в среде кислорода и сильных окислителей;

Не применяют при пониженных температурах, вследствие замедления полимеризации,

Используются только на сухой уплотняемой поверхности резьбы.

Необычные свойства анаэробных продуктов делают их чрезвычайно полезными для применения в промышленности, поэтому следует подробнее остановиться на особенностях этих составов.

Особенности анаэробных клеев для герметизации резьбовых соединений

Анаэробные клеи-герметики это широкий ряд готовых к употреблению продуктов, поэтому при выборе необходимого продукта необходимо заранее знать и учитывать различные факторы, оказывающие влияние на работу соединения в течение срока его эксплуатации. Поскольку соединения должны оставаться герметичными при сильнейших вибрациях, воздействии среды, колебаниях давления и температуры, то необходимо, чтобы герметики полностью заполняли уплотняемый зазор. Выбирая нужную марку анаэробного герметика необходимо учитывать диаметр резьбы: состав, разработанный для резьбы диаметром 8-10 мм, не может применяться на 80 мм фитингах, так как у этих соединений различный зазор в резьбе и поэтому требуются продукты различной вязкости.

Очистка поверхности резьбы от масла, грязи, и влаги необходима для того, чтобы герметик имел смачивающую способность для покрытия резьбовой поверхности. Если нанести каплю жидкости (клея или воды) на поверхность, и она собирается в шарик, то, поверхность необходимо очистить, пока жидкость не станет растекаться на поверхности. Отдельные марки анаэробов могут наноситься на слегка замасленную поверхность резьбы.

Анаэробные герметики легко наносить вручную непосредственно из флаконов. При больших объемах работ по уплотнению, применяют устройства различной конструкции, от простых ручных дозаторов до полуавтоматических и автоматических установок. При сборке соединений труб с цилиндрической или конической резьбой, герметик наносят как на наружную, так и на внутреннюю поверхность резьбы.

Различные марки анаэробных продуктов имеют различную скорость первичного схватывания, обеспечивающего монтажную прочность соединения: от 3-5 минут до нескольких часов. Это позволяет решать различные технологические задачи, в одних случаях требуется быстрый монтаж, в других – последующая регулировка положения соединяемых деталей.

Анаэробные составы обеспечивают простой демонтаж при ремонте, вследствие отсутствия коррозии и задиров в резьбе. Хотя отвердевший в зазоре пластик обладает стопорящим свойством, демонтаж фитингов осуществляют с помощью обычных инструментов.

Отвердевшие пластмассы не токсичны, поэтому анаэробы используются в пищевой промышленности многих стран.

Большинство анаэробных герметиков способны выдерживать рабочие температуры от -55 до +150°С. Кратковременное воздействие более высоких температур не оказывает существенного влияния на герметизирующие свойства продукта. Существуют составы способные выдерживать температуру до 200°С и выше.

Итак, следует учитывать следующие факторы при выборе анаэробного продукта:

Требуемая химическая стойкость к рабочей среде;

Ограничения по максимальному диаметру соединяемых труб;

Величину зазора в резьбе соединения;

Условия демонтажа;

Время полимеризации клея-герметика.

Анаэробные материалы, прошедшие многолетние испытания в военной и аэрокосмической технике, нашли широкое применение в различных областях машиностроения, в строительстве для уплотнения трубопроводов, при ремонте оборудования. Они обеспечили качественно новый уровень решения проблемы фиксации, герметизации и уплотнения в современной технике.

Стоимость анаэробных клеев-герметиков может превышать в отдельных случаях стоимость других уплотнителей. Однако, по надежности они существенно превосходят все другие методы и эти затраты являются минимальными по сравнению с возможным ущербом и убытками в случае разгерметизации соединения.

В заключение обзора следует отметить, что для широкого использования самым надежным из приведенных способов уплотнения трубных резьбовых соединений, является применение анаэробных продуктов. Однако в условиях, когда температура воздуха при монтаже трубопровода ниже 15оС и при этом не используется активатор-ускоритель, или отсутствует возможность местного подогрева, а также в случае мокрой резьбы соединения вследствие протечек на запорных устройствах, применение анаэробов затруднительно.

Использование специально пропитанной полиамидной подмотки для труб, при таких ограничениях, является более подходящим методом герметизации трубопроводов с горячей и холодной водой.

Лучше вбитый шуруп, чем вкрученный гвоздь.

Источник: http://rexmill.ucoz.ru/forum/15-44-1

Какое трубное соединение будет наиболее надёжным и оптимальным - пресс-фитингом, резьбовое или вставное? Над этим вопросом задумываются многие застройщики при монтаже отопительной системы дома.

В данном случае специалист-сантехник стоит перед выбором не только соединительных систем, но и труб из того или иного материала - нержавеющей стали, меди, пластика.

Быстро и надёжно: трубное соединение медных труб с помощью пресс-фитингов

Среди труб сейчас широко применяются медные, которые можно соединять различными способами. Наряду с пайкой надёжными показали себя и соединения на пресс-фитингах. В этом случае зачищенные от заусенцев и калиброванные концы труб вставляют в так называемый пресс-фитинг и обжимают с помощью специальных клещей или пресс-пистолета.

На резьбовой штуцер с помощью специальных клещей натягивают пластиковую трубу

Пресс-фитинг rapex multi (фирмы Velta), соединяющий гибкие пластиковые трубы отопительной системы. С помощью клещей обжимают втулку на трубе.

Тем не менее, между вставным и соединением на пресс-фитинге специалист по согласованию с застройщиком, как правило, отдаёт предпочтение последнему. На выполнение вставных соединений затрачивается меньше времени. Однако фитинги для них стоят дороже, чем фитинги для паяных и прессованных соединений, к тому же они не пригодны для прокладки труб большего диаметра.

Система JRG Sanipex MT: надевают на трубу накидную гайку, развальцовывают конец трубы до образования раструба, надевают трубу на фитинг и накручивают накидную гайку.

Через «смотровое окошко» можно проверить посадку трубы в фитинге. Здесь - соединительный элемент из высокосортной стали для отопительной батареи

Соединение медных труб: размечают на концах труб глубину посадки в фитинг.

. снимают заусенцы на концах труб, вставляют трубы в фитинг (фирмы IBP) до их соприкосновения друг с другом. Трубное соединение выполнено.

Соединение труб многократной опрессовкой (обозначено голубым цветом). Прочность на растяжение такого соединения значительно превышает аналогичный показатель паяных соединений.

Особенность соединения с помощью пресс-фитинга фирмы Viega: если фитинг забыли спрессовать, это обнаружится сразу.

Вставные и прессованные соединения пластиковых труб

Вопрос «вставлять или запрессовывать?» возникает при прокладке труб не только из металла, но и (даже чаще) из пластика. До сих пор здесь, по крайней мере с внедрением гибких труб , применялись соединения прессованные, резьбовые, зажимные или (с относительно недавнего времени) вставные.

Разматываемые из рулона гибкие пластиковые трубы выпрямляют с помощью трубоправильного устройства, подготавливая их к использованию в трубопроводе отопительной системы.

Выпрямленные трубы соединяют вставным способом. Воспринимаемый на слух лёгкий щелчок свидетельствует о том, что соединение выполнено правильно (фирма Friatec).

Достоинство всех гибких труб состоит в том, что их можно прокладывать непосредственно из рулона, так что в идеальном случае между отопительной батареей и распределительным устройством достаточно выполнить только два соединения.

Дополнительные фитинги на изгибах, например, в углах комнаты, здесь не нужны. Одновременно с ускоренной прокладкой таких труб уменьшается и риск выполнения неплотных трубных соединений. Недостатком гибких труб является то, что они непригодны для применения в качестве стояков. Для этого большинство фирм-изготовителей предлагают системы труб, как правило, из меди, экструзионного пластика или стали.

Здесь мы обозначим основные нюансы того, как следует производить соединение пластиковых труб отопления :

  • Оптимальное время нагрева паяльного аппарата 5 секунд.
  • Рекомендуемая температура плавления полипропилена 270°С. Данного параметра можно добиться при помощи специального тумблера, установленного на сварочном аппарате.
  • Следует отметить, что технология стыковки труб системы отопления будет изменяться в зависимости от места и времени года. Так, в период минусовых температур либо при монтаже отопительной конструкции вне помещения время нагревания трубы паяльника следует немного увеличить или поднять температуру для плавки полипропиленовых изделий.
  • В случае стыковки труб большего диаметра время расплавления материала также несколько увеличится.
  • Рекомендуемое время фиксации элементов большого диаметра между собой после их нагрева составляет от 30 секунд и более.
  1. После достижения необходимой температуры, на насадки паяльника для полипропиленовых труб – для наружного и внутреннего размера поперечного сечения труб – одновременно надевают и разогревают стыковочные детали (муфта, труба).
  2. В момент нагревательного процесса на отопительных элементах формируются «отбортовки».
  3. По итогу нагревательного процесса с насадок снимаются обе части и состыковываются между собой путем равномерного несильного надавливания на них с обеих сторон в сторону друг друга и фиксации в таком положении. Какие-либо вращения и лишние движения во время соединения элементов недопустимы, так как это может нарушить получившийся шов.
  4. Соединенные элементы следует удерживать на протяжении 30 секунд для более надежного сцепления частей отопительной системы. Необходимо добавить, что бортик должен быть ровным по всей длине соединения.

После полного остывания соединенные детали готовы к использованию.

Параметры сварочного процесса

Пути состыковки труб из металлопластика и PEX-труб

Металлопластиковые элементы и PEX-трубы зачастую состыковывают при помощи одного и того же метода. Здесь мы подробно опишем технологию монтажа теплопровода из вышеупомянутых материалов.

  • с применением компрессионных фитингов;
  • с применением пресс-фитингов (опрессовка труб отопления).

Стыковка труб компрессионными фитингами

Данный вид фитингов более удобен в работе. Компрессионные фитинги могут быть использованы и для сборки систем водоснабжения холодного типа. Монтаж трубопровода, проводящего горячую воду, также осуществляется строителями при помощи упомянутых фитингов.

При сборке вышеназванных трубопроводов необходимость в специальном оборудовании для сшивания металлопластика и полипропилена отпадает. Для того чтобы соединить между собой части труб потребуются лишь пара гаечных ключей и ножницы-секатор.

Соединение элементов отопления производится согласно следующему алгоритму действий:

  1. Изначально на конец трубы со стороны стыковки помещается обжимная гайка.
  2. Далее за гайкой следует надеть кольцо разрезного типа, при этом край кольца необходимо разместить на расстоянии 1 мм относительно среза трубы.
  3. Затем труба насаживается до упора и закрепляется на штуцере фитинга. При этом снятие фаски с трубы не требуется.
  4. Обжимную гайку устанавливают посредством гаечных ключей.

Части компрессионного фитинга и порядок сборки

При зажатии гайки прилагать излишние усилия не рекомендуется, так как высока вероятность прорезки трубы.

Стыковка труб с применением пресс-фитингов

Фитинги прессового типа для металлопластиковых труб , а также сшитого полипропилена дают возможность надежно соединять части отопительной системы. К сожалению, такая конструкция в дальнейшем не сможет быть разъединена. Для выполнения монтажа таким способом потребуется применение специального пресс-инструмента.

Для того чтобы соединить названные ранее элементы отопления при помощи фитингов, следует придерживаться следующей инструкции:

  1. На конец трубы необходимо надеть гильзу зажимного нарезного типа.
  2. Затем в трубу до упора помещается расширитель с нужным поперечным сечением.
  3. Рукоятки расширителя не спеша соединяют между собой и фиксируют в таком положении на непродолжительное время.
  4. Штуцер фитинга вставляется в трубу. Благодаря своему уникальному молекулярному составу, трубы подвергнуться усадке, что поможет плотно зафиксировать фитинг с трубой.
  5. Трубу при помощи ручного или гидравлического пресса надежно запрессовывают на фитинге.

Опрессовка при помощи специального инструмента

Монтаж стальных труб

Трубы из стали можно состыковать между собой следующими методами:

  • резьбовым;
  • сварочным;
  • муфтовым;
  • фланцевым.

Соединение резьбовым методом

В данном случае резьбовое соединение труб отопления рекомендуется применять на тех местах теплопровода, где можно проконтролировать надежность стыковки труб для облегчения дальнейшего ремонта отопительной системы. В большинстве случаев на трубах резьба делается при помощи специальных инструментов, хотя ручной метод здесь также имеет место.

Для того чтобы осуществить данную процедуру изначально необходимо удалить крайнюю часть трубы, предусмотрев необходимый по длине припуск для резьбы. Затем посредством плашки нарезать резьбовое соединение. Операция осуществляется при помощи инструмента, зафиксированного на плашкодержателе.

Нарезка резьбы

Работа с вышеупомянутым приспособлением выглядит примерно таким образом:

  1. Труба закрепляется в тисках для предотвращения прокручивания.
  2. Плашка аккуратно надевается на наконечник трубы. При этом следует быть предельно внимательным, дабы не допустить перекоса в соединении.

Здесь также стоит перечислить и некоторые рекомендации:

  1. Для облегчения работы поверхность трубы обрабатывается автомобильным маслом.
  2. Если появилась необходимость в нарезке резьбы на участке трубы, близко размещенной по отношению к стене, то в данном случае придется прибегнуть к помощи плашкодержателей с храповым механизмом, которые позволят осуществить полный поворот инструмента по своей оси.
  3. В случае уплотнения соединений отдельных элементов отопительной системы применяется специальная подмотка для труб отопления сантехнического типа.
  4. Прежде чем закручивать соединение по резьбе, следует проверить стыковочные концы на наличие застрявших стружек и заусенцев.

Несмотря на обилие всевозможных трубных изделий на современном строительном рынке, трубы из стали по-прежнему не утратили своего значения и применяются в ряде сфер. Это относится и к монтажу систем обогрева помещений, где, несмотря на доминирование труб из полимерных материалов, по-прежнему иногда находит применение и «классический» вариант со стальными отопительными трубами.

Преимущества и недостатки стальных труб отопления

Стальные трубы для обустройства отопительных систем имеют некоторые преимущества, основные из которых следующие:

  • прочность и устойчивость к механическим нагрузкам;
  • способность выдерживать очень высокие температуры;
  • устойчивость к высокому давлению внутри труб;
  • лёгкость отогрева при замерзании воды внутри;
  • доступная цена.



Что же касается недостатков, то они тоже есть, в частности:

  • сложность монтажа стальных труб отопления;
  • сложность прокладки в тех местах, где требуется придать трубопроводу нестандартную форму;
  • необходимость в дополнительной теплоизоляции (вследствие высокого коэффициента теплопроводности стали);
  • подверженность коррозийным процессам;
  • относительно недолгий срок службы, составляющий примерно 15 лет.



В целом, стальные трубы по ряду технических характеристик уступают трубным изделиям из различных полимеров, например полипропиленовым, металлопластиковым, трубам из сшитого полиэтилена и т. д. Чтобы устранить некоторые из этих недостатков, при монтажных работах пользуются различными технологическими приёмами. Например, если протяжённость от источника нагрева до отопительного радиатора достаточно велика, тогда их тщательно теплоизолируют, чтобы избежать тепловых потерь по пути прохождения труб.

Если же необходимо придать стальным трубам антикоррозийную устойчивость, тогда прибегают к процессу их оцинковки. Данный метод применяется достаточно часто, вследствие чего на нём следует остановиться более подробно.

Оцинковка стальных труб для отопления и свойства оцинкованных труб

К методу оцинкования часто прибегают при монтаже металлических труб отопления, причём не только стальных, но также чугунных и некоторых других. При этом трубы покрываются слоем цинка с той целью, чтобы предотвратить воздействие на них коррозии под воздействием воды, воздуха или влаги.

Подвергаясь окислению, цинк быстро покрывается оксидной плёнкой, которая предохраняет его от дальнейших химических взаимодействий. Вследствие этого, покрытая оцинкованным слоем сталь становится устойчивой по отношению к процессам, вызывающим её коррозию.



Оцинковка может производиться двумя способами: диффузионным или горячим. Первый способ осуществляется при температуре примерно в 400 °C. При этом используется порошкообразный цинк, атомы которого путём диффузии проникают в межкристаллическую структуру стальной трубы. Это способствует формированию очень крепкой и устойчивой связи.

Что же касается метода горячей оцинковки, то при этом стальную трубу целиком погружают в расплавленный цинк при температуре в 450 °C.

Посредством процесса оцинкования стальные трубы получают антикоррозийную и электрохимическую защиту. Система отопления, укомплектованная из таких труб, способна прослужить значительно дольше и более эффективно, однако недостатком её будет невозможность использования антифризов против замерзания. Тем не менее, оцинкованные трубы считаются значительно более практичными и надёжными в эксплуатации, чем обычные стальные.

Процесс монтажа труб отопления из стальных труб может осуществляться двумя способами: резьбовым и сварочным. Оба способа достаточно надёжны, однако довольно сложны с технологической точки зрения, а потому для их осуществления требуется привлечение профессионалов.

При соединении стальных труб посредством резьбовой скрутки вначале на торцы стыкуемых изделий должна быть нарезана резьба, после чего они соединяются между собой посредством муфт, фитингов, сгонов и прочих промежуточных изделий, качеству которых должно уделяться особое внимание.



Обязательным для резьбового соединения является использование подмотки. С этой целью лучше применять фум-ленту или сантехническую полимерную нить. Льняная подмотка может использоваться для труб из нержавеющей стали.

Для обычных стальных труб лён в качестве подмотки не рекомендуется, поскольку постоянная влага в месте резьбового соединения может приводить к коррозии.

Ещё большей надёжностью отличается метод соединения посредством сварки, однако, в отличие от резьбовой стыковки, он является неразъёмным, то есть разборка соединения при необходимости становится невозможной.

Процесс сварки стальных труб может осуществляться только квалифицированными специалистами. Данная работа требует наличия специального сварочного оборудования, работа с которым представляет значительные сложности и недоступна для тех, кто не обладает профессиональными навыками.



В целом, при проведении сварочных работ необходимо придерживаться следующих важных правил:

  • Монтаж отопления посредством стальных труб следует начинать с установки стояка; а затем именно со стороны стояка должна производиться укладка трубопровода. Однако в большинстве случаев работы в жилых объектах не ведутся с нуля, а сводятся к замене устаревших отопительных коммуникаций. Поэтому, в зависимости от ситуации, сварочный процесс может иметь те или иные особенности.
  • Оцинкованные стальные трубы свариваются с использованием самозащитной проволоки диаметром около 1 миллиметра. В некоторых случаях возможно использование электродов диаметром до 3 миллиметров, имеющих рутиловое либо фтористо-кальциевое покрытие.
  • Соединение неоцинкованных стальных труб для отопления, которые в домашних условиях обычно имеют диаметр не больше 25 миллиметров, чаще всего производится внахлёст. Сборка таких трубопроводов методом стыковой сварки осуществляется только на предприятиях.
  • Сварной шов при соединении стальных труб доложен быть ровным по отношению к поверхности соединяемых изделий, и не иметь наплывов, трещин либо прочих дефектов и изъянов (прочитайте: "Варианты сварки оцинкованных труб – преимущества и недостатки способов ").

Особенности сварки труб в труднодоступных местах

Наибольшие сложности представляет сварка отопительных труб, расположенных вплотную к стенам помещения. Обычно так размещают трубы, работающие под повышенным давлением.

Работа с такими трубами производится следующим образом:

  • Сварочный процесс начинается с центральной нижней части трубы.
  • Размещение электрода должно быть перпендикулярным по отношению к месту сварки. Однако для сваривания вертикально расположенных швов положение электрода меняют, направляя его под углом вверх, либо прибегают к методу точечной сварки.
  • Сварка горизонтальных участков особых сложностей не представляет, однако сварные швы должны быть выполнены тщательно и аккуратно.
  • По завершении работы с центральной нижней частью трубопровода сварной шов зачищается от шлаков, после чего можно переходить к работам с противоположной стороны трубы, начиная опять же с нижней части.
  • Наилучшим вариантом является соединение посредством одного качественного шва, однако работы могут быть выполнены также путём наложения нескольких швов друг на друга.
  • При сварке оцинкованных труб следует иметь ввиду, что сгорание и испарение цинка происходит при температуре в 900 °C, а температура сварки намного превосходит эти цифры. Поэтому процесс сваривания оцинкованных труб сопровождается полным исчезновением цинкового покрытия в местах соединений, и сварные участки в дальнейшем могут подвергаться коррозии.



Принимая во внимание наличие определённых недостатков у стальных труб по сравнению с современными полимерными изделиями, следует при их выборе для системы отопления максимально стараться выполнить все работы качественно и надёжно. Это возможно только в том случае, если любые манипуляции с трубами будут производиться только со стороны квалифицированных специалистов.

Профессионализм при монтаже стальных труб позволит сделать работу отопительной системы исправной и эффективной, при этом добившись значительного продления срока эксплуатации и предотвращения каких-либо проблем и неисправностей.

Чтобы узнать, как соединить металлические трубы без сварки, нужно детально изучить методы соединения данных трубопрокатных материалов. Все дело в том, что трубопроводы являются сложной конструкцией из последовательного соединения трубопрокатного сортамента, измерительного оборудования, задвижек и других деталей, которые предусмотрены в проекте.

Состыковку можно осуществить различными методами. При выборе оптимального решения ориентируются на назначение магистрали и условия ее использования. Также в расчет берут диаметр трубопрокатного сортамента.

При прокладке магистрали метод соединения может быть разным. Часть из них могут быть неразъемными, но демонтаж с последующей повторной сборкой конструкции при этом возможен.

А есть монолитные стыки, которые без разрушения конструкции разобрать не получится. Самую большую популярность среди монолитных стыков завоевала сварка. Но, это далеко не единственный метод, который позволяет соединить участки трубопровода, есть и другие.

Не смотря на высокую популярность пластика, изделия из стали используют до сих пор. Сварное крепление применяется очень часто, но выполнение такого стыка невозможно без специальных знаний и навыков. Поэтому многие стараются использовать варианты, которые позволяют соединить по-другому.

О том, как соединить железные трубы без сварки, пойдет речь дальше, а в этой статье можете узнать . Чтобы произвести состыковку, этот способ является очень распространенным.

Резьбовое соединение может стоять в таких местах магистрали, где условия позволяют выполнять постоянный контроль стыка. Еще при этом должна быть возможность проведения ремонтных работ в случае необходимости.

Чаще всего резьбу накатывают на спецоборудовании, но такую работу можно выполнить самостоятельно.

Она выполняется в такой последовательности:




Как соединить без резьбы и сварочных работ

Дальше можно будет узнать, как соединить металлические трубы без сварки и резьбы. Говоря о соединении металлических трубопрокатов, этот способ обойти нельзя, ведь он пользуется большой популярностью при монтажных работах.


Чтобы его выполнить, берут специальные фитинги, которые получили название фланцы. Эти детали оснащают прокладкой из резины. Сам стык выполняют в такой последовательности:

  1. В зоне крепления производится срез. Его выполняют четко перпендикулярно, и при этом не должно быть заусениц. Торцевая фаска здесь не нужна.
  2. На подготовленный срез одевают фланец.
  3. После этого вставляется прокладка из резины, которая должна выходить на 10 см за края среза.
  4. На прокладку одевают фланец. После этого он скрепляется с ответной частью фланца на второй металлической трубе.
  5. Во время закручивания фланцев нельзя перетягивать болты.

Следующим вариантом соединения является муфтовое. Этот метод дает возможность произвести надежный, высокогерметичный стык.


Монтажные работы выполняются в такой последовательности:

  1. Подготовленные к скреплению металлические трубы отрезают на концевых частях. Срез на них следует делать перпендикулярно и следить, чтобы он проходил ровно.
  2. В область соединения прикладывают муфту. Центр соединительного элемента должен размещаться точно по зоне состыковки трубопроката.
  3. На трубах маркером выполняют разметку, она будет указывать положение фитинга.
  4. Смазкой из силикона покрывают конечные части соединения.
  5. В соединительную деталь по показатель метки вставляют одну трубу. После чего, вторую выставляют в одну осевую линию с первой, и только после этого ее крепят с муфтой. Ориентиром при одевании будет проставленная маркером метка.

Видео

Соединение газовой магистрали из металла

Перед тем, как соединить металлическую газовую трубку без сварки, нужно изучить все нюансы этой работы. Производя соединение газовых металлических трубопроводов, следует четко придерживаться рекомендаций от профессионалов.

ВАЖНО! При этой работе, прежде всего, нужно знать основы техники безопасности и проверить составные центральной магистрали на предмет целостности. После нужно отключить подачу газа и продуть его остатки. Только после этого можно приступать к самой работе.

Основные способы соединения такой магистрали без сварки – это резьбовой и фланцевый.

  • Резьбовой. Чтобы соединить трубопровод для подачи газа этим способом нужно уплотнить раструбы конопляным волокном, пропитанным в олифе.
  • Фланцевый. Этот вариант отличается простою монтажа и получил широкое распространение. Только специалисты предупреждают, что его надежность намного меньше, чем при использовании сварки.

Указанные способы используют опытные мастера, потому, что для них нужно задействовать спецоборудование.

Чтобы соединить такую магистраль собственными руками, следует иметь следующие инструменты:

  1. Ключ разводной.
  2. Смазку и паклю.
  3. Соединительные патрубки.
  4. Соединитель, который оснащен двусторонней резьбой.

Видео

Процесс действий:

  • Прежде всего, перекрывается газ. После этого выдуваются остатки газа из системы. Об этом забывать нельзя ни в коем случае. Любая искра при резке может привести к непредсказуемым последствиям.
  • Болгаркой или ножовкой срезают ненужные куски металлических газовых труб. Болгаркой это выполнить легче и времени потратиться меньше. С ножовкой для металла действия будут выполняться дольше, и они характеризуются большей сложностью.
  • После того, как произведен отрез, одну его сторону следует запаять.
  • Если одну сторону нужно соединить со шлангом, то на срезанном куске необходимо подготовить резьбу.
  • На нарезанную резьбу накручивается пакля, пропитанная смазкой. Для всех этих действий необходимо задействовать разводной ключ.
  • Для установки нового участка трубопровода можно применить специальный скрепляющий переходник. Такие детали имеют подготовленную двустороннюю нарезку резьбы и гайку.


  • Правильность соединения проверяют так. На стыковую область наносят мыльный раствор. Когда на поверхности появляются мыльных пузырей, стык советуют протянуть сильнее.

Состыковка труб глушителя без сварки

Если пришла распространенная проблема с прогнившим фланцем «глушака», то стоит подумать, как соединить трубы глушителя без сварки. Все дело вот в чем. В данной ситуации вариантов есть несколько.

Первый вариант – варить. Следующий вариант – это покупка нового глушителя. Третий вариант – искать альтернативные выходы. В обоих случаях необходимо платить большие деньги. Если на глушителе нет сильной ржавчины, то можно воспользоваться хомутом.


Как показала практика, такие хомуты уже давно используются автокомпаниями с мировым именем такие, как «Фольксваген» и «Ауди». И нужно отметить, что данные приспособления во многих случаях успешно заменили сварку при ремонте автомобилей.

Видео

Благодаря этому, конструкция может прослужить длительный срок и долго не покрывается ржавчиной. Соединить с помощью хомута не представляется трудным.

В продаже можно встретить продукцию от разных изготовителей, и почти все изделия отличаются доступной ценой и хорошим качеством. Купить такие хомуты можно в любом магазине запчастей. Мастера называют этот вариант отличной альтернативой дорогостоящим сварочным работам.


Установка хомута – очень легкая задача. Для этого не нужно иметь профессиональные навыки:

  • Поврежденный участок нужно спилить.
  • Посадочные места необходимо зачистить щеткой для металлических изделий.
  • Также посадочные места рекомендуют покрыть красным герметиком.
  • На хомуте ослабляют болты, и он одевается на металлическую трубку.
  • Далее болты необходимо закрутить. Но, особо пережимать их не рекомендуют.

Состыковка металлических трубопроводов для системы обогрева


Решая, как соединить железные трубы отопления без сварки, рекомендуют принять во внимание, что специалисты к самым надежным вариантам причисляют сварку. Соединить магистраль таким путем может только специалист.

Остальные методы вполне можно использовать самому:

  1. Резьбовый. Он может быть применен там, где есть постоянная возможность выполнять контроль стыка. Процесс выполнения стыка данного вида есть выше.
  2. Муфтовый. Такой способ дает возможность на отопительной магистрали создать герметические и надежные конструкции. Как присоединить муфту можно посмотреть в описании выше.
  3. Фланцевый. Говоря об этом способе, нужно отметить, что он относиться к наиболее популярным для отопительной системы.

Видео

К изделиям из меди в отопительной магистрали применяют и такой способ, как развальцовка. Такой вариант позволяет создать разъемный стык без сварки, что окажет помощь при вынужденной сборке отопления.

Это процесс потребует использования специальных приспособлений. А последовательность действий такая:

  • Конец металлической трубы зачищают от заусениц после распила.
  • На трубопровод фиксируют муфту.
  • Затем трубы вставляют в устройство для зажима.
  • Далее начинают поджимать винт. Делают этот до тех пор, пока на торцевой части заготовки не образуется угол приблизительно в сорок пять градусов.
  • После подготовки медной трубы к стыку, к ней подводят муфту и поджимают гайки.

Кроме этих вариантов при обустройстве обогревающей системы для соединения используют прессовочный способ. Для монтажа изделий из . Затем при воздействии ручного или гидравлического пресса осуществляется фиксация.

Видео

Если обогревающая магистраль собирается из изделий с , которые оснащены специальными обжимными гильзами.

Такие детали позволяют произвести обжим заготовки и фитинга изнутри, и одновременно уплотнители снаружи создают высокую герметичность конструкции.

Технологические особенности стальных изделий с длинной и короткой резьбой

Но и у простого обывателя с небольшим опытом данная работа особых затруднений не вызовет. На прямой части трубопровода ставят муфты-переходники, гайки-соединители, пробки и так далее.


Чтобы состыковать трубы под углом и для ответвления устанавливают иные разновидности фитингов: угольники, переходные и другие. Торцевые части деталей для стыка должны быть очищенными, а резьба должна быть проделана с высоким показателем точности.

Для повышения прочности стыка данных изделий его проматывают прядью из льна, только резьбу перед этим покрывают белилами.

Короткая резьбовая часть характеризуется такими особенностями. В области двух витков в конце, которые имеют название сбег резьбы, глубь, как правило, короче. Это дает возможность обеспечить более прочный стык без сварки, не используя сбеги и уплотнители.

Видео

Две детали на удлиненной резьбовой части можно скрепить без сварки посредством сгона. На первой его части короткая резьба, а на другой – большая. Короткая предназначена для крепления с муфтой. На удлиненную резьбу одевается муфта с контргайкой. А большая резьба позволяет выполнять регулирование длины заготовки.

Сгоны чаще всего используют при ремонте пришедшей в негодность отрезка магистрали. Состыковочный элемент и контргайку сгоняют на большую резьбу.

Чтобы смонтировать сгон применяют уплотнительную нить. Она накручивается до конца короткой резьбовой нарезки на металлическом изделии.

Иногда при монтаже сгона между контргайкой и муфтой прокладывают жгут из ФУМ ленты. Его укладывают в тремя слоями. Такой стык выполняют так:

  1. На большую резьбовую нарезку накручивают муфту и контргайку.
  2. При этом берут и уплотнительную нитку. Ее наматывают на торцевой части муфты, которую плотно подгоняют контргайку.
  3. Жгут должен лечь в фаску, только так не сможет просочиться ни жидкость, ни пар.

Говоря о том, как соединить две металлические трубы без сварки, стоит отдельно остановиться на таком варианте, как Гебо. В частях магистрали, где соединение находится в труднодоступной зоне, данный метод оказывается довольно эффективным.


Название Гебо получил специальный фитинг. Его ставят с единственной целью – соединить несколько труб. Всю работу можно проделать быстро и легко. Резьбовую нарезку при этом делать не нужно.

Бытует ошибочное мнение, что состыковать такой деталью стояк без сварки опасно. Но, правильно смонтированный данный элемент может выдержать очень большие нагрузки. Сюда же необходимо добавить, что такой механизм отличается высокой устойчивостью к влиянию осевых сил.

Видео

При сохранении норм температурного режима такая деталь прекрасно держит не только металлические изделия, но и пластиковые.

Используя материал, изложенный выше ясно, как соединить металлические трубы без сварки. Практически все предложенные способы подходят для малоопытных мастеров, и позволяют соединить изделия без дорогостоящих сварочных работ, которые требуют высокой квалификации и спецоборудования.