Показатели сводной бюджетной росписи детализируют объемы бюджетных ассигнований, утвержденные главным распорядителям бюджетных средств и главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета законом (решением) о бюджете в текущем финансовом году или в текущем финансовом году и плановом периоде, по кодам экономической классификации расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов в части выплат из бюджета.

Основные положения по ведению сводной бюджетной росписи утверждены в Бюджетном кодексе, в статье 217 «Сводная бюджетная роспись» .

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Если в закон о бюджете вносятся изменения, то аналогичные изменения должны быть внесены в СБР.

Расходная часть СБР составляется следующим образом: из закона о бюджете берется ведомственная структура расходов. Она может быть оставлена без изменений, а может быть дополнена кодом КОСГУ (одним разрядом или полным кодом). Полный или частичный код КОСГУ может быть указан только для отдельных ГРБС или видов расходов.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Другие особенности ведения сводной бюджетной росписи устанавливаются соответствующим финансовым органом.

Для примера рассмотри форму сводной бюджетной росписи, утвержденную для федерального бюджета (Приказ от 17 декабря 2008 г. N 143н «Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета).

Нельзя забывать, что ФО может утвердить необходимость указывать код КОСГУ полностью или частично в СБР. Также для федерального уровня в СБР указываются только БА. Лимиты указываются в отдельном плановом документе, который называется «Лимиты бюджетных обязательств» и составляется главными распорядителями бюджетных средств. Однако на других уровнях распространен вариант ведения СБР, при котором ЛБО включаются в сводную бюджетную роспись.



То есть в СБР могут быть утверждены БА и ЛБО по расходам и БА на выплаты по источникам.

Иногда, вместо понятия бюджетные ассигнования (БА) используют понятие бюджетные назначения , последнее понятие отсутствует в Бюджетном кодексе РФ. Еще один синоним бюджетных ассигнований – показатели сводной бюджетной росписи (Статья 219 1 БК РФ «Бюджетная роспись»).

Основные различия закона о бюджете и СБР:

Закон: это план поступления (по классификации доходов и источников финансирования дефицита бюджета в части поступлений в бюджет) и расходования (по расходной классификации и классификации источников финансирования дефицита бюджета в части выбытия из бюджета) денежных средств, как правило, без детализации по экономическим статьям расходов, источников финансировании дефицита бюджета, составляются и утверждаются одной суммой, сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

СБР: это план расходования (по расходной классификации и классификации источников финансирования дефицита бюджета в части выбытия из бюджета) денежных средств, составляется и утверждается одной суммой сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

После того как СБР утверждена, ее данные нужно довести до нижестоящих – ГРБС и ГАИФ. Наиболее часто встречается следующий вариант доведения. Финансовый орган выделяет из СБР часть, которая относится к конкретному ГРБС, включает эти данные в Уведомление о БА, ЛБО и отправляет Уведомление этому главному распорядителю (главному администратору источников финансирования дефицита) (код формы 0504822, Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»). Аналогичным образом доводятся БА по источникам.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))

1. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.

2. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается органом управления государственного внебюджетного фонда.

2.1. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

3. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете:

в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных для исполнения публичных нормативных обязательств, - в пределах общего объема указанных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году, а также с его превышением не более чем на 5 процентов за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований;

в случае изменения функций и полномочий главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств, а также в связи с передачей государственного (муниципального) имущества, изменением подведомственности распорядителей (получателей) бюджетных средств и при осуществлении органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) бюджетных полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 154 настоящего Кодекса;

в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) предусматривающих перечисление этих средств в счет оплаты судебных издержек, увеличения подлежащих уплате казенным учреждением сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, а также социальных выплат (за исключением выплат, отнесенных к публичным нормативным обязательствам), установленных законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

в случае использования (перераспределения) средств резервных фондов, а также средств, иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, с указанием в законе (решении) о бюджете объема и направлений их использования;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предоставляемых на конкурсной основе;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом - в пределах предусмотренного законом (решением) о бюджете общего объема бюджетных ассигнований главному распорядителю бюджетных средств на оказание государственных (муниципальных) услуг на соответствующий финансовый год;

в случае получения уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, а также в случае сокращения (возврата при отсутствии потребности) указанных межбюджетных трансфертов;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

в случае изменения типа (подведомственности) государственных (муниципальных) учреждений и организационно-правовой формы государственных (муниципальных) унитарных предприятий;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

в случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных (муниципальных) контрактов в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением бюджетных ассигнований дорожных фондов) при изменении способа финансового обеспечения реализации капитальных вложений в указанный объект государственной (муниципальной) собственности после внесения изменений в решения, указанные в пункте 2 статьи 78.2 и пункте 2 статьи 79 настоящего Кодекса, государственные (муниципальные) контракты или соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, а также в целях подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита, если подготовка обоснования инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 222-ФЗ)

Средства федерального бюджета, указанные в абзаце пятом настоящего пункта, предусматриваются Министерству финансов Российской Федерации. Средства бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, указанные в абзаце пятом настоящего пункта, предусматриваются соответствующему финансовому органу либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, регулирующими бюджетные правоотношения (за исключением закона (решения) о бюджете), главному распорядителю бюджетных средств. Порядок использования (порядок принятия решений об использовании, о перераспределении) указанных в абзаце пятом настоящего пункта средств устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись по основаниям, установленным настоящим пунктом, осуществляется в пределах объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, за исключением оснований, установленных абзацами восьмым и десятым настоящего пункта, в соответствии с которыми внесение изменений в сводную бюджетную роспись может осуществляться с превышением общего объема расходов, утвержденных законом (решением) о бюджете.

При внесении изменений в сводную бюджетную роспись уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

4. Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи предусматривается утверждение показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.

Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи может быть предусмотрено утверждение лимитов бюджетных обязательств по группам, подгруппам (группам, подгруппам и элементам) видов расходов классификации расходов бюджетов, в том числе дифференцированно для разных целевых статей и (или) видов расходов бюджета, главных распорядителей бюджетных средств.

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

При составлении и ведении сводной бюджетной росписи федерального бюджета ее показатели утверждаются по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

5. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 настоящего Кодекса.

Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи могут устанавливаться предельные сроки внесения изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе дифференцированно по различным видам оснований, указанным в настоящей статье.

6. В сводную бюджетную роспись включаются бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета, кроме операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

7. В соответствии с решениями Министра финансов Российской Федерации (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации) дополнительно к основаниям, установленным пунктом 3 настоящей статьи, может осуществляться внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (сводную бюджетную роспись бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете (федеральный закон о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по следующим основаниям:

в случае осуществления выплат, сокращающих долговые обязательства Российской Федерации в соответствии со статьей 94 настоящего Кодекса;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на исполнение публичных нормативных обязательств в пределах общего объема межбюджетных трансфертов, предусмотренного главному распорядителю средств федерального бюджета на исполнение публичных нормативных обязательств в текущем финансовом году, на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию деятельности государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, с внесением соответствующих изменений в сводные бюджетные росписи бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита федерального бюджета в ходе исполнения федерального бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, предусмотренных федеральной адресной инвестиционной программой (за исключением бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда), в связи с детализацией мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), включенных в федеральную адресную инвестиционную программу;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета в целях обеспечения взаимных расчетов, связанных с содержанием и обслуживанием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военных судов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов Федеральной фельдъегерской связи, подготовкой военных кадров и другими видами обеспечения;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований (за исключением бюджетных ассигнований, предоставляемых на конкурсной основе) в связи с предоставлением грантов и стипендий в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Российской Федерации в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на его обслуживание;

в случае перераспределения в соответствии с федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных:

на долевое участие в содержании международных организаций и объединений, созданных на пространстве Содружества Независимых Государств, оказание международной помощи развитию, выполнение обязательств Российской Федерации перед иностранными государствами, международными экономическими и финансовыми организациями и форумами, подготовку и проведение мероприятий международного значения, мероприятий, связанных с участием Российской Федерации в международных экономических и финансовых организациях и форумах, исполнение судебных актов международных судебных органов и судебных органов иностранных государств, оплату судебных издержек, связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах, юридических и адвокатских услуг, мировых соглашений, заключенных в рамках судебных процессов в международных судебных органах и судебных органах иностранных государств, на реализацию мероприятий федерального значения, связанных с внешнеэкономической деятельностью;

на реализацию государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения;

на оплату труда гражданского персонала, военнослужащих и приравненных к ним лиц, на выплату военнослужащим и приравненным к ним лицам пособий при увольнении, других пособий и компенсаций, в связи с реформированием, оптимизацией численности государственных гражданских служащих, гражданского персонала, военнослужащих и приравненных к ним лиц федеральных органов исполнительной власти;

на обеспечение сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, на обязательное пенсионное страхование и на компенсацию выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов;

на пенсионное и социальное обеспечение населения (за исключением перераспределения бюджетных ассигнований, указанных в абзаце тринадцатом настоящего пункта) для финансового обеспечения отдельных видов социальных выплат (услуг) в случае недостаточности бюджетных ассигнований, образовавшейся в ходе исполнения бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации;

на осуществление социальной поддержки отдельных категорий граждан после подтверждения в установленном порядке потребности в соответствующих бюджетных ассигнованиях;

на мероприятия, связанные с ликвидацией и преобразованием федеральных органов государственной власти (государственных органов);

в случае увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на основании решений Правительства Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в соответствии с абзацем пятым пункта 4 статьи 94, пунктом 4.2 статьи 132 и пунктом 5.1 статьи 242 настоящего Кодекса с превышением общего объема расходов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.12.2017 N 434-ФЗ, от 28.11.2018 N 457-ФЗ, от 27.12.2018 N 504-ФЗ)

в случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах средств, необходимых для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись такие субсидии, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление субсидий в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

на обязательное государственное страхование в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" в случае, если федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба, не исполнил обязанности по осуществлению обязательного государственного страхования, для выплаты сумм лицам, которым при наступлении событий, предусмотренных указанным Федеральным законом, причитались бы страховые суммы при надлежащем осуществлении обязательного государственного страхования;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ)

в случае исполнения принятых в соответствии с федеральными законами решений об утвержденном размере уставного капитала.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 453-ФЗ)

При внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) в соответствии с настоящим пунктом увеличение бюджетных ассигнований на оплату труда без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете (федеральный закон о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) не допускается, за исключением случаев, установленных абзацем тринадцатым настоящего пункта.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ (ред. 28.11.2018))

7.1. Общий объем бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью федерального бюджета, может превысить общий объем расходов федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, на объем бюджетных ассигнований на предоставление имущественного взноса, осуществляемого в соответствии с пунктом 14 статьи 241 настоящего Кодекса.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 26.12.2014 N 449-ФЗ)

7.2. В соответствии с решениями Министра финансов Российской Федерации дополнительно к основаниям, установленным пунктами 3 и 7 настоящей статьи, может осуществляться внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета (за исключением бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы вооружения), в пределах 10 процентов объема указанных бюджетных ассигнований.

Перераспределение, предусмотренное настоящим пунктом, осуществляется только в отношении бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, являющимся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими:

функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в области разведывательной деятельности;

функции по обеспечению исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации;

государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации.

При внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в соответствии с настоящим пунктом без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете не допускается:

увеличение бюджетных ассигнований на оплату труда (денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату);

уменьшение бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств для увеличения иных бюджетных ассигнований.

Основание, предусмотренное настоящим пунктом, применяется только в случае, если невозможно применить основания, предусмотренные пунктами 3 и 7 настоящей статьи.

(п. 7.2 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 409-ФЗ)

7.3. Министерство финансов Российской Федерации представляет предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по основанию, предусмотренному пунктом 7.2 настоящей статьи, и их обоснования в Комиссию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности (далее в настоящем пункте - Комиссия), с соблюдением требований, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".

Комиссия в срок не позднее одного рабочего дня со дня поступления предложений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, принимает решение о согласии или несогласии на внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета. Решение Комиссии направляется в Министерство финансов Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации.

В случае, если Комиссия в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, не приняла решение о внесенных на ее рассмотрение предложениях, Министерство финансов Российской Федерации вправе принять решение о внесении соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.

(п. 7.3 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 409-ФЗ)

7.4. Министерство финансов Российской Федерации направляет в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации информацию о внесении изменений в утвержденные показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в течение трех рабочих дней со дня внесения указанных изменений.

(п. 7.4 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 409-ФЗ)

8. Законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, регулирующими бюджетные правоотношения (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда и муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете), могут предусматриваться дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом) и (или) могут предусматриваться положения об установлении указанных дополнительных оснований в законе (решении) о бюджете.

(п. 8 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

Бюджетный кодекс (БК) РФ занимается установлением основных принципов бюджетного законодательства нашего государства. Регламентирует правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов, организацию и функционирование бюджетной системы России. Описывает базисы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в нашей стране. Определяет бюджетные полномочия РФ и её субъектов, муниципальных образований. Рассматривает такие вопросы, как классификация доходов, ранжирование операций сектора государственного управления, принцип единства бюджетной системы РФ, самостоятельность бюджетов и т.п.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 20.08.2004 N 120-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ)


В процессе распределения бюджета происходит нормированное описание всех статей расхода не только на органы власти федерального уровня, но и местных властей. С целью создания для главного распорядителя корректных данных по бюджетным средствам и дальнейшему правильному формированию расходов по главным субъектам РФ создается специальная бюджетная смета, которая подкрепляется сводной бюджетной росписью. Сводная бюджетная роспись это , позволяющих понять, на что тратится бюджет региона и каждого города в отдельности.

Под данным понятием подразумевается комплекс необходимых документов, которые составляются и ведутся силами главных распорядителей бюджета (чаще всего в их роли выступает верхушка местных администраторов, предоставляющих финансирование бюджета при его дефиците) с целью формирования бюджета для регуляции расходов (которые возникают при дефиците незапланированного бюджета).

Сводная бюджетная роспись это документ, со своими и принципами создания.

Как правило, данный документ служит для четкого распределения всех расходов от конкретного субъекта РФ. Составлением документа занимаются органы министерства РФ, которые связаны с финансовой сферой. При этом основанием для выдачи средств под расходы являются бюджетные росписи, составленные главами данных субъектов. Принимается бюджетная роспись в период от 10 до 15 дней после непосредственного утверждения финансового бюджета страны.

Далее сводную бюджетную роспись министр финансов и государственная дума. После этого не позже 17 дней после проведения утверждений суммы бюджета документы передаются уже на контрольное исполнение в органы Федерального казначейства (здесь он представлен в виде органа, распределяющего полученный бюджет).

После утверждения сметы бюджета пакет документов перенаправляется на рассмотрение в Федеральное собрание (который выступает в роли представительного органа) и окончательно утверждается в Счетной палате РФ (выступающий как контрольный орган за выполнением поставленного плана).

Какие документы предоставляются в сводной бюджетной росписи

Для того чтобы пакет документов прошел все инстанции, он должен быть составлен в соответствии с указаниями в статьях федерального закона и включать в себя:

  • Готовые сводные росписи по поступлениям от регионов доходов. При этом учитываются только , попавшие напрямую в федеральный бюджет в течение года. Документ должен быть расписан по кодам классификации доходов регионального бюджета в соответствии с примером.
  • Поквартальные данные по распределению выданных государством поступлений в виде дохода организациями по федеральным органам. Выполняется этот документ по указанному высшим руководством региона доходу в федеральном бюджете.
  • Расписанные данные по расходам в федеральном бюджете в совокупности за указанный период времени (чаще всего год) дополнительно в разрезе по ведомственным, функциональным и экономическим классификаторам расхода средств казначейства.
  • Данные по кварталам, описывающие распределение учтенных расходов на , обучение, бонусы и другое по выделенному бюджету. Они должны соответствовать установленным нормам, которые определяются ежегодно главным распорядителем финансов. Здесь разрез также производится по функциональным значениям расходов указанного в документе бюджета РФ (дополнительно помечаются и прописываются графы по составу распорядителей, отмечаются отдельно раздел и соответствующий ему подраздел с показателями расходов).
  • Документ с расписанными источниками, которые производят внутреннее финансирование каждого из назначенных субъектов федерации при условии возникновения финансового дефицита по программе. Данный документ планируется на будущий год и разбивается по квартальным отчетам. Также указываются главы субъектов, коды классификаторов расходов и администрация города, где планируется вводить дополнительные источники внутри регионов.
  • Документы с лимитами по предоставляемым местной властью обязательствам, которые должны лично быть утверждены в министерстве финансов нашей страны. Здесь указывается размер суммы ассигнований, которые установлены в соответствии с данными подаваемых сводных росписей в целом за весь прошедший год.

Однако проводить разрез стоит по ведомственным, функциональным и экономическим классификаторам. Исключением являются лишь суммы денежных средств, полученные в виде лимита по обязательствам бюджета в связи с расходами регионов на обеспечение функционирования органов суда и исполнительных властей.

Порядок возможных внесений изменений и ведения сводной бюджетной росписи

При исполнении и распределении бюджета по одобренной министрами сводной росписи может возникнуть дефицит бюджета, который вызовет необходимость оперативно вмешаться и изменить определенные графы расходов в уже готовом документе.

Такие правки проводятся только в связи с руководителя бюджета пересмотреть финансовые потоки в выбранном субъекте или по всему указанному региону (здесь подразумевается решение непосредственного руководителя указанного органа управления по вопросам использования внебюджетного государственного фонда) без каких-либо дополнительных изменений в установленные ранее статьи закона по бюджету на отчетный год.

При этом любые правки вносятся только в следующих случаях:

  • При возникновении опасности недостатка бюджета при ассигновании для исполнения задач, связанных с объявленными публично-нормативными обязательствами. Здесь подразумевается превышение годового по объему предложенных ассигнований в разрезе принятой росписи бюджета.
  • Если превышение затрат по бюджету меньше 5% от указанного объема годового ассигнования бюджета, то все изменения вносятся по выбранному решению региона.
  • Если необходимо произвести изменения по представленному составу и указанным полномочиям состава основных распорядителей сформированного фонда с денежными бюджетными средствами.
  • При необходимости проведения перераспределения основного бюджетного ассигнования внегосударственных организаций в текущем финансовом году.
  • В случаях, когда возможно провести увеличение по сумме бюджетных ассигнований в конкретных разделах, подразделах, целевых статьях и видах расходов федерального бюджета. Как правило, такая ситуация возможна в случае значительной экономии денежных средств по результатам бюджетного ассигнования текущего финансового года.

Пример расчета и составления сводной бюджетной росписи на 2015-2017 годы

В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон о бюджете:

  • 1. в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете;
  • 2. в случае изменения состава или полномочий главных распорядителей бюджетных средств - в пределах объема бюджетных ассигнований;
  • 3. в случае перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом - в пределах предусмотренных законом о бюджете на соответствующий финансовый год общего объема бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг и общего объема бюджетных ассигнований по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов на текущий финансовый год и плановый период;
  • 4. в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований;
  • 5. в случае проведения реструктуризации государственного (муниципального) долга;
  • 6. в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета при образовании экономии в ходе исполнения бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.

При изменении показателей сводной бюджетной росписи по расходам, утвержденным в соответствии с ведомственной структурой расходов, уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон о бюджете не допускается.

Показатели сводной бюджетной росписи по кодам расходов классификации операции сектора государственного управления могут быть изменены в ходе исполнения бюджета при изменении показателей сводной бюджетной росписи, утвержденных в соответствии с ведомственной структурой расходов, а также по представлению главного распорядителя бюджетных средств в случае образования экономии по использовании, бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг в пределах, установленных порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи .

Оформление справок на внесение изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств осуществляется главным распорядителем. Справки об изменении росписи расходов федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств, предварительно регистрируются в Федеральном казначействе в следующем порядке:

  • 1. главные распорядители с сопроводительным письмом представляют в Федеральное казначейство справки в одном экземпляре на бумажном носителе и в электронном виде;
  • 2. при внесении изменений в поквартальное распределение расходов федерального бюджета по связанным иностранным кредитам в справке, главными распорядителями в основаниях для внесения изменений после слов "по вопросу" включаются слова "внесения изменений в бюджетную роспись за счет связанных иностранных кредитов";
  • 3. при внесении изменений в роспись расходов федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств по расходам, связанным с уплатой налога на имущество и земельного налога, в основаниях для внесения изменений после слов "по вопросу" включаются слова "внесения изменений в бюджетную роспись в части... (указывается вид налога);
  • 4. при внесении изменений в роспись расходов федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств по расходам, предусмотренным на реализацию национальных проектов, главными распорядителями в основаниях для внесения изменений после слов "по вопросу" включаются слова "внесения изменений в бюджетную роспись в части реализации национального проекта... (указывается название национального проекта);
  • 5. Федеральное казначейство проверяет справки об изменении росписи расходов федерального бюджета на соответствие вносимых изменений на непревышение не распределенных главным распорядителем средств остатков лимитов бюджетных обязательств и объема финансирования расходов, осуществляет блокировку распределения лимитов бюджетных обязательств (по уменьшаемым расходам) на лицевом счете главного распорядителя, присваивает учетный номер Федерального казначейства и в трехдневный срок направляет зарегистрированные справки главному распорядителю;
  • 6. в случае, если представленные в Федеральное казначейство на предварительную регистрацию справки не соответствуют указанным требованиям, Федеральное казначейство в трехдневный срок с сопроводительным письмом возвращает их главному распорядителю без регистрации с указанием причины возврата;
  • 7. Федеральное казначейство в таком же порядке осуществляет предварительную регистрацию справок об изменении росписи источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • 8. справки на внесение изменений в сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств, и затрагивающие изменения текущего квартала, представляются главным распорядителем в Федеральное казначейство на предварительную регистрацию не позднее 10 числа последнего месяца текущего квартала;
  • 9. в случае внесения изменений в роспись по результатам использования средств целевых иностранных кредитов справки на внесение изменений в сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств, и затрагивающие изменения текущего квартала, представляются главным распорядителем в Федеральное казначейство на предварительную регистрацию не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Главный распорядитель в течение двух рабочих дней после получения зарегистрированных Федеральным казначейством справок направляет в Минфин России (курирующему департаменту) обращение о внесении изменений в сводную роспись с приложением зарегистрированных справок в одном экземпляре в электронном виде и на бумажном носителе; в случае аннулирования главным распорядителем справок, зарегистрированных Федеральным казначейством и не направленных в Минфин России, главный распорядитель с сопроводительным письмом направляет в Федеральное казначейство подлинники аннулируемых справок для проставления отметки об их аннулировании.

Курирующий департамент в течение трех рабочих дней после получения от главных распорядителей полного пакета документов на внесение изменений в сводную роспись вводит справки в базу данных Минфина России в задачу "Прием, контроль и утверждение справок-уведомлений о внесении изменений в сводную роспись федерального бюджета" и осуществляет контроль на соответствие вносимых изменений показателям сводной росписи. Если справки не проходят контроль, возвращает главному распорядителю с сопроводительным письмом весь пакет документов без исполнения с пометкой в верхнем левом углу справок "аннулировано", а если справки проходят контроль, проставляет в оригинале справок номер, присваиваемый в задаче "Прием, контроль и утверждение справок-уведомлений о внесении изменений в сводную роспись федерального бюджета", и оформляет докладную записку на имя Министра финансов Российской Федерации на основании представления главного распорядителя.

В случае если по справкам, зарегистрированным Федеральным казначейством, Минфином России не принято положительного решения, главный распорядитель не позднее следующего рабочего дня после получения справок с отметкой курирующего департамента об их аннулировании представляет подлинники справок в Федеральное казначейство.

Министерство финансов Российской Федерации в течение двух рабочих дней осуществляет контроль справок на соответствие вносимых изменений показателям сводной росписи и если справки:

  • 1. прошли контроль - визирует и вместе с докладной запиской передает заместителю Министра финансов Российской Федерации, курирующему Департамент бюджетной политики;
  • 2. не прошли контроль - возвращает вместе с докладной запиской курирующему департаменту.

После получения на докладной записке согласия Министра финансов Российской Федерации на внесение изменений в сводную роспись Департамент бюджетной политики в течение двух рабочих дней (или в течение одного дня в последний рабочий день квартала) производит утверждение справок.

Утвержденные справки Департамент бюджетной политики передает курирующему департаменту, который в течение одного рабочего дня делает 2 экземпляра копий докладной записки и 3 экземпляра копий справок и направляет:

  • 1. подлинник и копию докладной записки, а также подлинник и копию справок в Департамент бюджетной политики;
  • 2. один экземпляр копии справок главному распорядителю;
  • 3. последний экземпляр копии докладной и справок остается в курирующем департаменте.

Министерство финансов Российской Федерации ежедневно в рабочем порядке передает в Федеральное казначейство пакет документов с копиями докладных записок по вопросам внесения изменений в сводную роспись с разрешительной визой Министра финансов Российской Федерации и копии справок об изменении росписи расходов федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств, росписи источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (на бумажном носителе), а также копии справок об изменении росписи доходов федерального бюджета (на бумажном носителе и в электронном виде в согласованных форматах файлов), оформленных в течение рабочего дня. В левом верхнем углу копии докладной записки указывается дата передачи пакета документов в Федеральное казначейство и номера прилагаемых справок. Пакет документов, сформированный Министерством финансов Российской Федерации в последний рабочий день квартала, передается в Федеральное казначейство в тот же день.

Бюджетные ассигнования прошедшего квартала направляются Департаментом бюджетной политики Минфина России (на бумажном носителе) главным распорядителям в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Департамент бюджетной политики Минфина России в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет Федеральному казначейству на бумажном носителе и в электронном виде (в согласованных форматах файлов) по состоянию на последний рабочий день отчетного периода:

  • 1. роспись поступлений доходов в федеральный бюджет с учетом изменений в целом на год в разрезе кодов доходов бюджетной классификации Российской Федерации (в случае внесения изменений в роспись поступлений доходов за отчетный период);
  • 2. поквартальное распределение поступлений доходов в федеральный бюджет с учетом изменений в разрезе администраторов доходов федерального бюджета Российской Федерации (в случае внесения изменений в квартальное распределение поступлений доходов за отчетный период);
  • 3. роспись расходов федерального бюджета с учетом изменений в целом на год в разрезе ведомственной, функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации (главный распорядитель, раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, экономическая статья);
  • 4. поквартальное распределение расходов федерального бюджета с учетом изменений, установленное соответствующему главному распорядителю, в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (главный распорядитель, раздел, подраздел);
  • 5. роспись источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета на год с разбивкой по кварталам с учетом изменений в разрезе администраторов источников и кодов классификации источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации;
  • 6. роспись источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на год с разбивкой по кварталам с учетом изменений в разрезе администраторов источников и кодов классификации источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В случаях полного распределения главными распорядителями доведенных объемов финансирования расходов на соответствующий квартал изменения в поквартальное распределение расходов федерального бюджета за истекший квартал не производятся.

Департамент бюджетной политики не позднее 28 числа месяца, предшествующего соответствующему кварталу, доводит указанную информацию с сопроводительным письмом до Федерального казначейства.