Современное ландшафтное благоустройство может включать в себя самые разные элементы. Например, очень эффективны бетонные бортовые камни по ГоСТу 6665 91.

Предназначены они для следующего:

  • разделения проезжих частей дорог и улиц от площадок, тротуаров, остановок общественного городского транспорта;
  • обособления трамвайных путей;
  • для отделения различных территорий, площадей, тротуаров и пешеходных дорожек от газонов.

Особенности изготовления и укладки

  1. Инструкция подчеркивает, что применение таких элементов позволяет укрепить откосы и обочины дорог, а также исключить их размывание грунтовыми, дождевыми и талыми водами.
  2. Бетонный бортовой камень способен исполнять не только важные практические задачи. Он может нести и декоративные функции. Например, если скомбинировать камни, имеющие разный цвет окраски, то это даст возможность украсить транспортные артерии города.

Производство изделий

Изготавливаются дорожные бордюры из различных камневидных материалов, наиболее распространены:

  • бетон;
  • железобетон;
  • природный камень;
  • гранит.

Обратите внимание!
Важно, чтобы материал изделий был достаточно прочным и массивным.
Так, для отделения дорожного полотна, оптимально использовать бортовые бетонные камни марки 400.
В этом случае бордюр будет долговечным, надежным, устойчивым к механическим воздействиям и экстремальным погодным условиям.

Бортовые железобетонные камни могут производиться двумя методами.

  1. На данный момент популярны изделия, произведенные при помощи технологии полусухого вибропрессования . Подобные конструкции более всего подходят к условиям города. Они обладают высоким уровнем надежности, плотности и прочности. Помимо этого, цена их невысока, если сравнивать с гранитными аналогами.
  2. Метод опалубочного бетонного литья менее надежен . Технология эта более старая и качество бордюров, получаемых с ее помощью, оставляет желать лучшего. Спустя 3/4 года службы они начинают разрушаться.

Производители выпускают нижеследующие разновидности бордюров:

  • магистральные;
  • садовые;
  • мостовые;
  • дорожные.

Независимо от их предназначения, все изделия должны, согласно стандарту, производиться только из качественного кварцевого песка, цемента, щебня и модифицирующих добавок.

Технологии монтажа

Бортовой камень можно монтировать разными методами.

Стандарты выделяют два из них.

  1. Бордюр. В данном случае элементы устанавливаются заподлицо, иными словами, ступеньки не образуют. (См. также статью .)
  2. Поребрик. При такой установке камней создается отделяющее ребро. Например, бетонные бортовые газонные камни по ГоСТу №52289/2004 должны иметь боковую поверхность и верхнюю часть с нанесенной на нее разметкой. Особенно строго регламентируют стандарты установку своими руками описываемых элементов на проезжей части.

Так, «островки безопасности» на дорогах должны выделяться разметкой либо бортовым камнем. Последние устанавливаются вблизи пешеходных переходов, если интенсивность передвижения транспортных средств по данному участку дороги составляет не меньше 40 километров в час. При этом высота приподнятой над уровнем земли части «островка безопасности» должна составлять строго 10 сантиметров.

ГоСТ Р №52767/2007, который был принят в 2007 году, определяет нижеследующее.

  1. «Направляющие островки». Высота бордюра данных дорожных элементов должна определяться с применением уровня (по требованиям ГоСТ №9392), а также измерительной линейки (согласно ГоСТ №427).

Обратите внимание!
Уровень высоты ограждения должен определяться в ходе измерения промежутка меж дорожным полотном и нижней частью уровня, поставленного горизонтально на верх бортового камня.
Высота ограждения в любой месте его не должна быть больше 10 сантиметров.

  1. «Островки безопасности». Высота их поребриков измеряется так же, как и в предыдущем пункте. При этом ее показатель в любой точке ограждения должен равняться 10 сантиметров (± 1 см).

При установке бортовых камней часто возникает ситуация, когда их необходимо обрезать.

Например, при монтаже конечных участков ограждений.

  1. Оптимальный метод – это резка железобетона-бетона алмазными кругами. При этом можно использовать как стационарные либо переносные камнерезные станки, так и ручной инструмент, например – большую болгарку.
  2. Помимо этого может возникнуть и необходимость просверлить элемент. Для этого применяется алмазное бурение отверстий бетоне.
  1. БР/100.30.15. Тип камня — БР (дорожный прямой). Его длина 100 мм, высота 30 см, ширина 15 см.
  2. БК/100.30.18.8. Тип бордюра — БК (дорожный радиусный). Длина его 100 см, высота 30 см, ширина 18 см, радиус кривизны 8 метров.
  3. БР/600.30.18-AIV. Тип камня — БР (магистральный прямой).

Его длина 600 см, высота 30 см, ширина 18 см. Использована арматура категории АIV.

Вывод

Ознакомьтесь с видео в этой статье. Оно содержит немало интересной информации.

А о том, как происходит резка железобетона алмазными кругами и алмазное бурение отверстий в бетоне читайте в других статьях на нашем информационном портале.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Камни следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1. Камни делят на типы:

БР - прямые рядовые;

БУ - прямые с уширением;

БУП - прямые с прерывистым уширением;

БЛ - прямые с лотком;

БВ - въездные;

БК - криволинейные.

1.2.2. Марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл. 1, а размеры и показатели материалоемкости камней - приложению 1.

Допускается по согласованию с институтом «Мосинжпроект» Главмосархитектуры Мосгорисполкома и потребителем другие формы и размеры камней, а также изменения армирования камней без увеличения расхода арматурной стали.

1.2.3. Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны.

Марки и форма камней

Таблица 1

Марки

Форма

Класс бетона по прочности на сжатие

Справочная масса, t

Назначение камней

БР 100.30.15

БР 300.30.15

БР 60.30.15-А-IV

0,10

0,32

0,61

БР 100.30.18

БР 300.30.18

БР 600.30.18-А-IV

В30

0,12

0,38

0,77

Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок-остановок общественного транспорта и обособленного полотна трамвайных путей

БР 300.45.18

БР 600.45.18-А-IV (А-V)

0,58

1,17

Для отделения проезжей части дорог от тротуаров на съездах с насыпью высотой менее 2 м и разделительных полос

БР 300.60.20

БР 600.60.20-А-IV (А-V)

0,88

0,76

Для отделения проезжей части дорог от тротуаров в тоннелях, рамповых частях тоннелей и на съездах с насыпью высотой более 2 м

БР 100.20.8

В22,5

0,04

Для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов

БУ300.30.29

БУП300.30.29

В30

0,40

0,34

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов

БУ300.30.32

БУП300.30.32

БУП600.30.32-А-IV

0,47

0,41

0,79

Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов

БЛ300.32.68

БЛ300.32.93

БЛ300.32.118

1,05

1,37

1,60

Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов и устройства полос безопасности

БВ 100.30.15

0,10

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок БР100.30.15 и БР300.30.15

БВ 100.30.18

В30

0,12

Для отделения проезжей части улиц и дорог при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок БР100.300.18 и БР300.30. 18

БК 100.30.18.5

БК100.30.18.8 БК100.30.18.12

БК 100.30.18.15

0,12

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок БР 100.30.15 и БР300.20.15

БК100.30.21.5

БК100.30.21.8

БК 100.30.21.12

0,14

Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок БР 100.30.18 и БР 300.30.18

Камень-аппарель

По проекту

Для сопряжения покрытий велосипедных дорожек и тротуаров с интенсивным движением детских и инвалидных колясок и др. с покрытием проезжих частей улиц и дорог на пересечениях

Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры - в зависимости от марки камня.

Допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5 %, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых - до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.

1.2.4. Армирование камней приведено в приложении 2, при технико-экономическом обосновании допускается вариант армирования, приведенный в приложении 3.

1.2.5. Камни длиной 1,0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии, обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту.

Камни длиной 3,0 и 6,0 м следует изготовлять из тяжелого бетона, армированными.

Примечание. Камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускается изготавливать до 01.01.96.

1.2.6. Камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009.

Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире.

Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая - класс напрягаемой арматуры.

Пример условного обозначения камня типа БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм:

БР 100.30.18

То же, типа БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м:

БК 100.30.18.8

То же, типа БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А- IV :

БР600.30.18-А IV

1.3. Характеристики

1.3.1. Камни должны быть прочными и трещиностойкими. Армированные камни при испытании на прочность и трещиностойкость нагружением должны выдерживать контрольные нагрузки, приведенные в табл. 2.

1.3.2. Бетон камней марки БР 100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней - не менее чем В30.

Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе принимают не менее чем В tb 3,2 для камней марки БР 100.20.8 и не менее чем В tb 4,0 - для остальных марок.

Таблица 2

Марка камня

по проверке прочности

по проверке трещиностойкости

БР300.30.15

13,75 (1,40)

7,55 (0,77)

БР300.30.18

13,44 (1,37)

7,35 (0,75)

БР300.45.18

5,96 (0,61)

3,28 (0,33)

БР300.60.20

5,38 (0,55)

2,96 (0,30)

БР600.30.15-А-IV

5,43 (0,56)

2,99 (0,31)

БР600.30.18-А-IV

6,73 (0,69)

3,70 (0,38)

БР600.45.18-А-IV

9,37 (0,96)

5,15 (0,53)

БР600.45.18-А-V

8,55 (0,87)

4,70 (0,48)

БР600.60.20-А-IV

14,43 (1,47)

7,93 (0,81)

БР600.60.20-А-V

14,53 (1,48)

7,99 (0,82)

БУ300.30.29

13,28 (1,36)

7,30 (0,75)

БУ300.30.32

12,86 (1,31)

7,07 (0,72)

БУП300.30.29

13,61 (1,39)

7,49 (0,76)

БУП300.30.32

13,22 (1,35)

7,27 (0,74)

БУП600.30.32-А-IV

10,85 (1,11)

5,97 (0,61)

1.3.3. Значение нормируемой отпускной прочности мелкозернистого бетона должно составлять 90 % от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в любое время года.

Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона должно составлять 90 % от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в холодный период года и 70 % - в теплый период года.

Примечание. Периоды года принимают, начиная и кончая месяцами, характеризующимися среднемесячной температурой наружного воздуха в соответствии со СНиП 2.01.01 и ГОСТ 13015.0.

Передачу усилий обжатия на бетон (отпуск натяжения арматуры) следует производить после достижения бетоном нормируемой передаточной прочности.

Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105 в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.

1.3.4. Марку бетона по морозостойкости принимают по проекту строительства, но не ниже указанной в табл. 3, в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства и указывают в заказе на изготовление камней.

1.3.5. Водопоглощение бетона камней не должно превышать по массе, %:

6 - для камней из мелкозернистого бетона;

5 - для камней из тяжелого бетона

Таблица 3

Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства, ° С

Марка бетона по морозостойкости

Ниже - 45

F 300

От - 15 до - 45 включ.

F200

» ‑5 до -15 включ.

F150

» 0 до -5 включ.

F100

1.3.6. Подбор состава бетона производят в соответствии с требованиями ГОСТ 27006 и рекомендаций, пособий и методик научно-исследовательских институтов, утвержденных в установленном порядке.

Водоцементное отношение (В/Ц) должно быть не более 0,40.

1.3.7. Бетонные смеси приготавливают по ГОСТ 7473 с применением воздухововлекающих добавок.

Бетонные смеси для тяжелого бетона с маркой по удобоукладываемости П2 или П3 с подвижностью не более 12 см следует приготавливать с обязательным применением пластифицирующих добавок.

1.3.8. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с применением воздухововлекающих добавок должен быть от 4 до 5 %.

1.3.9. Для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент, портландцемент с минеральными добавками до 5 % или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки не ниже 400, содержащий в цементном клинкере не более 5 % М gO (оксида магния) и не более 8 % С 3 А (трехкальциевого алюмината), соответствующие ГОСТ 10178.

1.3.10. В качестве заполнителей для бетона следует применять:

природные обогащенные и фракционированные, а также дробленные обогащенные пески по ГОСТ 8736, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633;

щебень из естественного камня, гравия и доменного шлака по ГОСТ 8267, ГОСТ 10260, ГОСТ 3344, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.

Для оптимального состава мелкозернистого бетона применяют пески с модулем крупности не менее 2,2, а для тяжелого бетона - не менее 2,0. Наибольший размер зерен крупного заполнителя 20 мм.

1.3.11. С целью экономии цемента для бетонов следует применять и другие материалы - золы-унос, шлаки и золошлаковые смеси ТЭС по ГОСТ 25592 и ГОСТ 25818, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.

1.3.12. Марка щебня по прочности на сжатие должна быть не ниже 1000.

1.3.13. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F 200 и обеспечивать получение бетона проектной марки по морозостойкости.

1.3.14. Добавки, применяемые для приготовления бетонной смеси, должны отвечать требованиям ГОСТ 24211, ГОСТ 26633 и обеспечивать получение бетона, удовлетворяющего требованиям по морозостойкости.

Виды и объем (массу) вводимых добавок определяют опытным путем в зависимости от вида и качества материалов, используемых для приготовления бетонной смеси, режимов пропаривания (твердения) бетона.

1.3.15. В качестве ускорителя твердения для бетонных смесей неармированных камней из мелкозернистого бетона следует применять кальций хлористый по ГОСТ 450 или нитрит-нитрат-хлорид кальция по ТУ 6-03-7-04 в объеме до 3 % от массы цемента.

1.3.16. Вода для приготовления бетона - по ГОСТ 23732.

1.3.17. При тепловлажностной обработке бетона следует соблюдать мягкие режимы твердения (температура не выше 70°С) с предельной скоростью подъема и снижения температуры обработки не более 25°С/ч.

1.3.18. Для армирования камней следует применять арматурную сталь:

в качестве напрягаемой арматуры - стержневую горячекатаную периодического профиля сталь классов А-IV и А- V по ГОСТ 5781;

в качестве напрягаемой арматуры допускается применять стержневую термомеханически и термически упрочненную периодического профиля сталь классов Ат-IV и Ат- V по ГОСТ 10884;

в качестве ненапрягаемой арматуры - стержневую горячекатаную сталь классов А- III и А- I по ГОСТ 5781 и арматурную обыкновенную проволоку периодического профиля класса Вр- I по ГОСТ 6727;

для монтажных петель следует применять стержневую горячекатаную гладкую арматуру из стали класса А- I марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2 диаметром 6-12 мм по ГОСТ 5781.

1.3.19. При расчетной зимней температуре ниже минус 40 °С для монтажных петель запрещается применение стали марки ВСт3пс2 по ГОСТ 5781.

1.3.20. Значения напряжений в напрягаемой арматуре, контролируемое по окончании натяжения на упоры, должны быть:

695,8 МПа (7100 кгс/см 2) - для арматуры класса A - V ;

499,8 МПа (5100 кгс/см 2) » » » A - IV .

Отклонения значений напряжений не должны превышать при натяжении арматуры:

±88,2 МПа (±900 кгс/см 2) - электротермическим способом;

5, +10 % - механическим способом.

1.3.21. Сварные арматурные изделия должны соответствовать ГОСТ 10922 и ГОСТ 23279.

1.3.22. Типы, конструкция и размеры сварных соединений арматуры - по ГОСТ 14098.

1.3.23. Значения действительных отклонений геометрических параметров камней не должны превышать предельных, указанных в табл. 4.

Таблица 4

мм

Наименование отклонения геометрического параметра

Наименование геометрического параметра

Пред. откл.

Отклонение от линейного

Длина камней:

размера

1000

±6

3000

±10

6000

±10

Высота:

до 200

±4

св. 200 до 500

±5

» 500

±6

Ширина:

по верхней кромке

±4

по основанию

±6

Отклонение от

Длина камня:

прямолинейности профиля

1000

верхней поверхности по всей

3 000

длине

6000

Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней при высоте камня:

до 500

св. 500

1.3.24. Для армированных камней отклонение от толщины защитного слоя бетона не должно превышать ±5 мм.

1.3.25. Отклонение профиля лицевой поверхности криволинейных камней от номинальной кривизны не должно превышать 5 мм.

1.3.27. Трещины на поверхности камней не допускаются, за исключением поверхностных шириной не более 0,1 мм и длиной до 50 мм, в количестве не более 5 шт. на 1 м 2 поверхности армированных камней из тяжелого бетона.

1.4. Маркировка

Маркировка должна быть нанесена несмываемой краской на торцевую грань не менее чем 10 % камней от партии в соответствии с ГОСТ 13015.2.

В марке камней длиной 3,0 и 6,0 м следует дополнительно указывать их массу.

2. ПРИЕМКА

2.1. Камни принимают партиями по ГОСТ 13015.1 и настоящему стандарту.

2.2. Камни принимают:

по результатам периодических испытаний - по показателям прочности, трещиностойкости, морозостойкости, водопоглощению;

по результатам приемосдаточных испытаний - по показателям прочности (классу бетона по прочности на сжатие, передаточной и отпускной прочности), соответствия арматурных изделий, настоящему стандарту, прочности сварных соединений, точности геометрических параметров, толщины защитного слоя бетона до арматуры, ширины раскрытия трещин, категории бетонной поверхности, марки по удобоукладываемости бетонной смеси, объему вовлеченного воздуха бетонных смесей с воздухововлекающими добавками.

2.3. Периодические испытания нагружением предварительно напряженных камней для контроля их прочности и трещиностойкости, а также определения прочности бетона на растяжение при изгибе проводят перед началом массового изготовления камней и в дальнейшем - при внесении в них конструктивных изменений, изменении технологии изготовления и качества материалов в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.1.

В процессе серийного производства камней испытания на трещиностойкость нагружением, а также на прочность на растяжение при изгибе проводят не реже одного раза в 6 мес.

2.4. Бетон камней на морозостойкость и водопоглощение испытывают при освоении производства, изменении номинального состава бетона, технологии, вида и качества материалов, но не реже одного раза в 6 мес.

2.5. Удобоукладываемость бетонной смеси проверяют не реже одного раза в смену.

2.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с воздухововлекающими добавками проверяют не реже одного раза в смену.

2.7. Камни по показателям точности геометрических параметров, толщине защитного слоя бетона до арматуры, расположению арматуры, наличию монтажных петель, категории бетонной поверхности и ширине раскрытия технологических трещин следует принимать по результатам выборочного контроля в соответствии с табл. 5 для камней из тяжелого бетона и в соответствии с табл. 6 - для камней из мелкозернистого бетона, изготовленных по способу вибропрессования.

Таблица 5

шт.

Объем

Объем

Браковочное число

Объем партии

первой выборки

второй выборки

для первой выборки

для двух выборок

До 90

От 91 до 150

» 151 » 280

» 281 » 500

» 501 » 1200

» 1201 » 3200

Св. 3200

Таблица 6 5

Св. 1200

Партия камней, не принятая по результатам выборочного контроля, должна приниматься поштучно. При этом приемка камней должна производиться по показателям, по которым партия не была принята.

Возможность использования камней, не соответствующих по показателям прочности и морозостойкости, устанавливает проектная организация.

2.8. Контроль прочности бетона камней проводят по ГОСТ 18105.

2.9. Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия камней, указанных в заказе, требованиям настоящего стандарта.

2.10. Документ о качестве - по ГОСТ 13015.3. В документ о качестве необходимо вносить марку бетона по морозостойкости и показатели водопоглощения бетона.

По требованию потребителя в документ о качестве вносят результаты контрольных испытаний камней на прочность и трещиностойкость по ГОСТ 8829.

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Испытание камней нагружением для контроля их прочности и трещиностойкости проводят по ГОСТ 8829.

Схема и положение камня при испытании приведены на черт. 1 и в табл. 7.


Р -

Черт. 1

Таблица 7

Марка камня

Положение камня при испытании

l , мм

а, мм

БР300.30.15

БР300.30.18

3000

750

БР300.45.18

БР300.60.20

БР600.30.15-A-IV БР600.30.18-A-IV БР600.45.18-A-IV(A-V) БР600.60.20-A-IV(A-V)

6000

1500

БУ 300.30.29

БУП300.30.32

Камни бортовые или камни бордюрные БВ въездные бетонные – это строительные изделия, которые применяются в дорожном строительстве для обустройства дорог с целью отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок, остановок общественного транспорта и т.д. Как следует из названия, въездные бортовые камни БВ используются на участках, где организован въезд автотранспортных средств на тротуар.


Высокая прочность бетонных бортовых камней БВ позволяет препятствовать смещению грунта, укрепить дорожное полотно и тротуарную плитку, не позволяя ей расползаться. Бортовые камни БВ могут выдерживать любые механические нагрузки, в том числе столкновение с транспортными средствами, с легкостью переносят воздействие различных климатических условий и не разрушаются под воздействием химических соединений. Применение бордюров благоприятно сказывается на эксплуатационном сроке дорожных и тротуарных покрытий.


Еще одним немаловажным преимуществом применения бетонных бортовых камней БВ в качестве бордюров является легкость ремонта: в случае повреждения бортового камня капитальный ремонт не требуется, достаточно заменить поврежденный элемент на новый.


Камни бортовые бетонные БВ изготавливаются из бетона, но возможно изготовление бордюров из изверженных, осадочных и литых горных пород. Однако при схожих характеристиках прочности низкая трудоемкость и дешевизна бетонных изделий и изделий позволяет облегчить и ускорить дорожное строительство, что благоприятно сказывается на экономике не только отдельно взятой отрасли, но и всей страны в целом.


Камень бортовой БВ, как и рядовой бордюр, представляет собой прямоугольную плиту, но имеет больший скос-уклон, который необходим для обеспечения беспрепятственного въезда транспортных средств на тротуар. Бортовые въездные камни изготавливаются исключительно из бетона, без армирования.


Камни бортовые БВ устанавливаются непосредственно в грунт или на бетонное снование до начала устройства дорожного покрытия. Подготовленную заранее траншею трамбуют щебнем, песком или заливают монолитным бетоном. Ширина траншеи при этом должна быть чуть больше ширины укладываемых в нее бордюров. Бортовые камни устанавливаются таким образом, чтобы заглубленная часть бордюра по высоте была равна надземной ее части. В зазоры, оставшиеся с каждой стороны из-за большей ширины траншеи, заливают укрепляющий раствор, состоящий из песка, цемента и воды.


Железобетонные бортовые въездные камни БВ изготавливаются в соответствии с ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» из мелкозернистого бетона класса В30 по прочности на сжатие. Класс бетона по морозостойкости назначается в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства: при расчетной температуре от -5°С и выше класс бетона по морозостойкости принимается F100, при температуре в пределах от -5°С до -15°С включительно – F150, от -15°С до -45°С – F200, при температуре ниже -45°С – F300. Водопоглощение бетона бортовых камней БВ не должно превышать 6% от массы для камней.


Въездной бортовой камень ( БВ 100.30.15) - бетонный камень, предназначенныйдля отделения проезжей части проездов внутри городских кварталов и при устройстве въездов на тротуары. Въездные камни применяются в сочетании с рядовыми камнями типа БР. Бордюрный камень БВ 100-30.15 широко используются для разделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров. Использование таких поребриков эффективно предотвращает размытие обочин, дорожного полотна, откосов, городского ландшафтного дизайна. В особенности бортовые камни необходимы, если тротуар покрыт тротуарной плиткой. Производят бордюры методами вибропрессования и вибролитья, строгие требования качества и стандарты производства бордюров закреплены в ГОСТ 6665-91

Изготавливают бордюрные камни БВ неармированными, из мелкозернистого бетона прочностью не менее чем В30. Бортовой камень может быть как с уклоном нелицевой грани до 5%, так и с закруглением радиусом до 30 мм.

Основные эксплуатационные характеристики бордюров - прочность и морозостойкость. Для того чтобы бортовой камень был морозостойким, в бетон специально добавляют песок, придающий материалу одновременно и тяжесть и прочность. Марка бетона по морозостойкости для поребриков зависит от зоны их применения и варьируется от F100 до F300.Водопоглощение бетона бордюрных камней не более 6%.

Другой важной характеристикой бордюров является равномерный цвет. Чтобы камни не различались по оттенкам и не портили цветовую композицию всего бордюра, их в процессе изготовления равномерно окрашивают по всей глубине.

Также въездной бордюрный камень имеет монтажные петли для удобства подъема, так как данное изделие ЖБИ имеет существенную массу.

Маркировка изделия

Условное обозначение камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире. Указывается тип камня, длина, высота и ширина камня БВ в сантиметрах

В качестве примера маркировки бортового камня рассмотрим БВ 100-30-15 (1000х 150х 300мм), где:

  • БВ – тип камня – бортовой въездной;
  • длина, ширина, высота в см.

Маркировочные знаки бортовых камней наносятся на торцевую грань не менее чем 10 % камней из партии.

Контроль качества изделия

Трещин у бордюрных камней быть не должно, кроме небольшого количества едва заметных поверхностных трещин шириной не более одной десятой миллиметра.

Отклонения по геометрическим параметрам въездных камней по длине может быть не более±6, по ширине ±4, по высоте ±5 мм. Отклонения по прямолинейности возможны не более 6 мм.

На приемо-сдаточных испытаниях тестируются показатели:

  • класса бетона по прочности на сжатие;
  • передаточной и отпускной прочности бетона;
  • точности геометрических параметров;
  • наличия и ширины возможных трещин;
  • категории бетонной поверхности;
  • марки по удобоукладываемости бетонной смеси,
  • объему вовлеченного воздуха бетонных смесей с воздухововлекающими добавками.

Партию рядовых бордюрных камней должен сопровождать документ от предприятия-изготовителя (технический паспорт),который удостоверяет качество бортовых камней БВ. В техпаспорте указывают:

  • номер партии камней БВ, условное обозначение, общее количество в штуках;
  • результаты испытаний БВ;
  • марка бетона по прочности и отпускная прочность бетона;
  • марка бетона по морозостойкости;
  • класс напрягаемой арматуры;
  • обозначение ГОСТа.

Транспортировка и хранение

Бордюрные камни перевозят различным транспортом упакованными в пакеты. Важно, чтобы пакеты были зафиксированы проволокой или другими средствами, во избежание повреждения камней.

сохранность камней. По этой же причине стоит проследить, чтобы разгрузка не шла навалом или сбрасыванием.

Хранят бортовые камни БВ в штабелях не выше 2 метров, на деревянных прокладках, рассортированными по маркам и размерам.

Чтобы достигнуть цели – то есть надежного разделения проезжих частей от тротуаров и газонов с помощью бордюрного камня, его нужно класть на специально подготовленное основание - щебень, бетон или песок. В таком случае при корректном монтаже дорожный въездной бордюр будет выполнять свою прямую функцию и прослужит длительный срок.

Бортовой камень


Бортовой камень дорожный, садовый бордюр ГОСТ 6665-91.

Камень бордюрный – для строительства и благоустройства автодорог, парковок, газонов, пешеходных зон, парковых территорий, частных приусадебных хозяйств и т.п.

Камень бортовой является многофункциональным элементом благоустройства территорий. Бордюрный камень укрепляет дорожное полотно, разделяет проезжую часть от пешеходной зоны (газонов), используется для водоотвода, направляя ливневые стоки с проезжей части в специальные водосбросные конструкции, выполняет декоративную функцию, играет огромную роль в организации безопасности дорожного движения. В зависимости от области применения и от функциональной нагрузки, бордюрные камни подразделяют на два основных типа: для дорожного строительства (дорожный, магистральный) и для благоустройства территорий (бордюр садовый, тротуарный, газонный). В дорожном строительстве применяют высокопрочные бортовые камни длиной от 1-го до 3-х метров, высотой от 30-ти до 45-ти см, толщиной – 15-18 см. (БР 100.30.15, БР 100.30.18, БР 100.45.18). При благоустройстве территорий используют садовый бордюрный камень различных цветов и размеров, он тоньше дорожного, так как не предназначен для выдерживания серьезных нагрузок и, в основном, носит декоративную функцию. Применение бордюрного камня различных цветов, позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы, полностью исключаются затраты, связанные с систематической окраской бордюров для придания им эстетического вида.

Благодаря высокому спросу, производство бордюрного камня освоено на многих предприятиях ЖБИ. В производстве, наиболее широкое распространение получил метод полусухого вибропрессования (на основе песчано-цементных бетонов), позволяющий изготавливать бордюрные камни различных расцветок, в большом количестве, с идеальной геометрией, с высокими показателями по прочности и морозостойкости. Бордюрные камни производятся серийно, для удобства транспортировки и предотвращения повреждения, продукцию упаковывают и укладывают на деревянные поддоны.

Стоимость бортового камня весьма низкая ввиду небольшой стоимости сырья, высоких технологии производства (немецкое оборудование – вибропресс) и огромной конкуренции между производителями.

Продукция производится методом вибропрессования и отгружается на возвратных поддонах.
Доставка осуществляется автомобильным транспортом грузоподъемностью 18-20 тонн.